Главная Поиск E-mail

ТОСы

Что такое ТОС?
ТОС: где начало?
Что пишут ТОС и о ТОСах? 

 

  

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

ТОС расшифровывается как «территориальное общественное самоуправление». Этой аббревиатурой обозначается как особый институт гражданского общества, так и конкретная организация, действующая на определенной территории.

• По закону. Согласно статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ТОС — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

• Границы ТОС устанавливает своим решением представительный орган муниципалитета при наличии соответствующей заявки от инициативной группы граждан, которая должна, в соответствии с законом, предоставить в представительный орган протокол собрания (конференции) жителей территории с решением о создании органа ТОС и принятии его устава. Иными словами, ТОС создается только по решению и инициативе жителей, то есть «снизу». Ввести ТОС в административном порядке органы МСУ не могут.
Границы ТОС могут включать несколько улиц, жилых микрорайонов, кварталов, несколько близлежащих домов или даже один или несколько подъездов многоквартирных домов. В сельской местности границы ТОС часто совпадают с границами сельских населенных пунктов, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. При установлении границ ТОС должно быть соблюдено важное условие — территория деятельности ТОС должна быть непрерывной.

• Собрание жителей. Не менее важным условием для создания ТОС является проведение собрания (конференции) жителей территории. Долгое время действовала норма о том, что для создания ТОС требуется участие в собрании (конференции) не менее половины всех зарегистрированных на данной территории граждан от шестнадцати лет и старше, которые большинством голосов решают создать ТОС. 30 ноября 2011 года барьер участия граждан в собрании (конференции) по вопросу учреждения ТОС был снижен до одной трети. Собрание (конференция) также определяет структуру органов управления ТОС, избирает их состав, определяет направления деятельности ТОС, утверждает смету доходов и расходов, рассматривает отчеты руководителей ТОС.

• Устав и юрстатус. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Организации и органы ТОС, в соответствии с их уставом, могут иметь или не иметь статус юридического лица, недвижимую собственность, расчетные счета в банках, заниматься хозяйственной деятельностью для реализации своих уставных целей и задач.

• Зачем ТОСы? В основном ТОСы занимаются благоустройством, ЖКХ, работой с детьми, молодежью, престарелыми, инвалидами, социально неблагополучными семьями, участвуют в охране общественного порядка и предотвращении чрезвычайных ситуаций, организуют досуг и отдых населения, сохраняют и развивают народную и национальную культуру, проводят праздничные и спортивные и мероприятия и т. д.

• ТОСы и местные власти. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТОСам предоставляется право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с решением их уставных задач. Эти проекты подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Тем же законом установлено право органов МСУ оказывать своим ТОСам бюджетно-финансовую поддержку в виде грантов или субсидий, методическую, организационную или имущественную поддержку.
Во многих муниципалитетах распространена практика заключения договоров на выполнение ТОСом определенных функций и задач по решению вопросов местного значения. ТОСы также вступают в договорные отношения с предприятиями и предпринимателями, работающими на их территории, участвуют, наравне с другими НКО, в конкурсах на получение от грантов и благотворительной помощи от внебюджетных и коммерческих структур.


ТОС: ГДЕ НАЧАЛО?

Первые ТОСы появились в муниципалитетах РФ в конце 1980-х годов с началом возрождения местного самоуправления. На тот момент формы территориального общественного самоуправления были различны: где-то это была именно самоорганизация граждан, где-то — низший уровень муниципального управления. Многие ТОСы ограничили себя заботами о благоустройстве и ЖКХ, но были и те, кто активно участвовал в проведении выборов. Существовали ТОСы как в форме юридического лица, так и как общественные волонтерские движения. Численность ТОСов по регионам была различна и зависела как от отношения региональной и муниципальной власти к общественным инициативам, так и от превратностей государственной политики по отношению к местному самоуправлению.
Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал четкое определение ТОС и установил принципы его создания, работы и упразднения. К этому моменту многие из первоначально созданных ТОСов перестали существовать, а «оставшиеся в живых» были вынуждены радикальным образом менять принципы своей работы. ФЗ-131 защитил ТОС от слияния с уровнем МСУ, подчеркнув, что речь идет именно о самоорганизации граждан, но эта же норма работала и в обратную сторону: многие муниципалы отстранились от работы с населением.
Одним из первых регионов, системно реализовавших нормы ФЗ-131 в части ТОС, была Волгоградская область, где была принята соответствующая областная целевая программа, проведено обучение муниципальных служащих и гражданского актива, созданы специализированные СМИ, в том числе и электронные, освещающие деятельность ТОС. Свои программы по развитию ТОС принимали и различные города России: Пермь, Саратов, Екатеринбург, Новосибирск, Калуга, Обнинск, Рязань, Нижний Новгород, Владимир, Вологда, Киров, Тюмень и др. Появились даже первые региональные ассоциации ТОСов (в Волгоградской, Ивановской, Воронежской, Свердловской и Омской областях).
Импульс к развитию ТОС дали общественные слушания в Государственной думе, состоявшиеся в июне 2009 года. Тема ТОС вновь зазвучала на федеральном уровне, а деятельность ТОСов была признана эффективной и перспективной. В 2010 году в Волгоградской области был проведен I Всероссийский семинар по вопросам поддержки тосовского движения со стороны органов региональной и муниципальной властей, в том же году в Кирове состоялся «Форум инициативных граждан». Государство обратилось к развитию НКО и институтов гражданского общества в целом, начался также активный процесс специализации общественных организаций. Именно в качестве ТОСов в начале 2013 года Минюстом зарегистрировано 2066 организаций, в форме органов общественной самодеятельности — 187 организаций, в форме общины малочисленных народов — 1230, в форме казачьих обществ — 2077.
На новом этапе развитие ТОС стимулирует политика руководства страны, направленная на создание системы и институтов общественного контроля за деятельностью власти и организаций в сфере ЖКХ. Нехватка средств в региональных и местных бюджетах побуждает власти обращаться к практике самообложения граждан и софинансирования общественных проектов по решению местных вопросов. Все это наиболее удобно реализовать при наличии на территории работоспособного ТОСа, поэтому в перспективе ожидается дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления.

ЧТО ПИШУТ ТОС И О ТОСАХ?

Журнал "Муниципальная Россия" достаточно регулярно печатал материалы о тосовском движении.

2015 год

№1
Стихия народной инициативы регулируется тоже стихийно - СМО о проблемах территориального общественного самоуправления, требующих законодательного решения. С.15-19 


2014 год

№ 2
Алашкевич И. «Городские ТОСы разобщены». С. 34-35
Шомина Е., Голубева Е. Все о ТОСах: результаты 25 лет. С. 35-41

№ 4
Архангельский вариант. Как в Поморье ломали стереотипы ТОСов. С. 42-46

№ 5
Были бы люди, а староста будет. СМО о развитии форм участия населения в местном самоуправлении. С. 46-58

№ 10
Состоялось заседание Совета по МСУ при Председателе Совета Федерации. С.43-50
«Административное воздействие не должно задушить инициативу». Проблемы территориального общественного самоуправления в центре внимания Совета Федерации. С 51-59


2013 год

№ 3 Города Центра и Северо-Запада померялись ТОСами. С. 1-4 

№ 4
ТОСы «за» и ТОСы «против». Непростые вопросы подмосковных ТОСов. С. 4-8
Вполплеча работа тяжела: оба подставишь — легче справишь. Развитие ТОС в городах Центра и Северо-Запада России. С. 8-14
Сахаров С. «Незаадминистрированные». Глава Владимира о «боевых единицах» ТОС и новом городском мифе. С. 14-17
Кузьбожева М. Формула успеха сельских ТОСов. С. 17-21
Вава Т. ТОС как национальная идея. С. 21-22
Михальченкова Н. Академия ТОС. С. 22-24

№ 5
«Лучшее, что у нас есть». III Всероссийский семинар по вопросам ТОС. С. 24-29
Своими глазами. Что узнали участники III Всероссийского семинара в Волгоградской области? С. 29-34