Главная Поиск E-mail

Правовая работа ОКМО

Задачами правового направления работы ОКМО являются:

    оказание консультационно-методической помощи СМО
    правовое обеспечение деятельности ОКМО
    проведение профильных исследований 

ИТОГИ РАБОТЫ

  • 2013
  • 2012

2013: итоги работы правовой и экспертно-аналитической службы ОКМО

Решаемые в 2013 году в рамках этого направления работы задачи условно можно разделить на две группы – во-первых, консультационная и иная методическая помощь региональным советам муниципальным образований, во-вторых, правовое обеспечение органов управления ОКМО.

Консультационная и иная методическая помощь СМО

Основной составляющей деятельности по оказанию консультационно-методической помощи является работа с поступающими в Конгресс обращениями советов муниципальных образований. В большинстве случаев в своих письмах Советы либо просят разъяснить положения действующего законодательства, либо обращаются за помощью в получении информации о практике решения проблем местного самоуправления в других субъектах Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком вся входящая корреспонденция проходит первичную обработку и в зависимости от сути вопроса принимается решение или о направлении запроса в компетентные федеральные органы государственной власти, или о проведении опроса совета муниципальных образований.
В течение 2013 года от региональных СМО поступило более 50 обращений, которые затронули следующие вопросы:
− социальные гарантии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления, после прекращения исполнения ими полномочий на постоянной основе;
− практика осуществления представительными органами муниципальных образований полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
− проведение мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах;
− определение перечня должностей муниципальной службы;
− реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
− оказание содействия в безвозмездной передаче в муниципальную собственность имущества Минобороны РФ;
− возможность получения главами муниципальных образований второго высшего профильного образования за счет средств местного бюджета;
− перепланировка нежилых помещений;
− оказание содействия в принятии проекта федерального закона № 146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
− утверждение долгосрочных муниципальных целевых программ;
− применение кадастровой стоимости земельных участков;
− укомплектованность органов МСУ кадрами;
− оказание содействия в создании в муниципальных образованиях специализированных предприятий в целях выполнения уголовно-исполнительного законодательства и трудоустройства осужденных к исправительным работам;
− организация охраны общественного порядка и работы подразделений ОВД на территориях муниципальных образований;
− передача информации между структурными подразделениями Росреестра – органами, осуществляющими государственный кадастровый учет объектов недвижимости, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на объекты недвижимости;
− подтверждение выборного стажа глав муниципальных районов;
− регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства;
− организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В течение 2013 года в связи с вопросами советов муниципальных образований ОКМО обращался в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в комитеты Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по конституционному законодательству и государственному строительству, по земельным отношениям и строительству, по транс- порту, в Министерство финансов, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство образования и науки, Министерство транспорта, Министерство регионального развития, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, Федеральную миграционную службу, Федеральную антимонопольную службу и др. Всего в органы власти ОКМО было отправлено более 60 обращений.

В целях сбора информации о практике реализации местного самоуправления в 2013 году исполнительной дирекцией ОКМО было организовано более двадцати опросов по следующим темам:
− исполнение вопросов местного значения, отнесенных к их исключительной компетенции подпунктом 9 пункта 10 статьи 35 ФЗ-131;
− участие граждан в охране общественного порядка;
− создание в муниципальных образованиях учреждений культуры;
− реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
− обеспечение безопасности дорожного движения;
− практика установления кадастровой стоимости земельного участка по его рыночной стоимости;
− вопросы развития государственного здравоохранения и образования;
− создание в муниципальных образованиях специализированных предприятий в целях выполнения уголовно-исполнительного законодательства;
− вопросы, связанные с организацией охраны общественного порядка и работы подразделений органов внутренних дел;
− кадастровый учет объектов недвижимости и государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
− организация кадровой работы в муниципальных образованиях регионов;
− вопросы развития муниципальной службы и обеспечения ее соотносительности с госслужбой;
− регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства;
− организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Президиумом ОКМО 16 апреля были внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения исполнитель- ной дирекцией ОКМО письменных обращений советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Данные изменения коснулись порядка направления в ОКМО предложений по внесению изменений в законодательство РФ. Для более чет- кого разграничения целевого назначения предложений советов по внесению изменений в федеральные законы в Положение был введен новый термин – «законодательное предложение», а под ранее использовавшимся термином «правотворческая инициатива» предложено понимать предложения советов по внесению изменений в под- законные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ввиду отсутствия возможности квалифицированно оценивать целесообразность поддержки предложений по внесению изменений в правовые акты не муниципальной тематики в Положении устанавливается, муниципальных образованиях регионов; что инициативы советов могут быть направлены исключительно на совершенствование правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления. Основанием для рассмотрения Конгрессом законодательного предложения или правотворческой инициативы является решение высшего органа управления или постоянно действующего коллегиального органа управления совета муниципальных образований субъекта РФ, направляющего обращение. Также уточняется перечень документов, которые должны входить в состав законодательного предложения и правотворческой инициативы. В состав законодательного предложения, согласно пункту 2.4.1 Положения, должны входить следующие документы:
− текст законодательного предложения, оформленный в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (письмо Аппарата Госдумы от 18 ноября 2003 года № вн2-18/490);
− пояснительная записка, в которой должна быть указана проблема, на решение которой направлено законодательное предложение, обоснована ее актуальность для органов МСУ, а также описано, каким образом должно быть изменено действующее правовое регулирование, чтобы эта проблема была решена;
− копия решения высшего органа управления или постоянно действующего коллегиального органа управления СМО о вынесении на рассмотрение ОКМО законодательно предложения;
− таблица предлагаемых изменений в действующее законодательство, оформленная в соответствии с Приложением № 1 к Положению (в случае законопроекта, предусматривающего внесение изменений в действующие федеральные законы);
− по возможности, заключения и отзывы на законодательное предложение профильных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Внесение вышеуказанных изменений в Положение позволило усовершенствовать процесс подготовки и рассмотрения предложений советов муниципальных образований по правовым вопросам, а также повысить результативность их рассмотрения федеральными органами государственной власти.

Поступившие и рассмотренные в ОКМО 2013 году законодательные предложения СМО были очень разнообразными. Среди них упомянем:
− предложение по установлению административной ответственности за распитие алкогольной продукции;
− предложение по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части местных налогов и сборов для обеспечения полномочий органов МСУ по сбору и вывозу мусора;
− предложение по изменению Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491;
− предложение по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс РФ по вопросу передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований и по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
− предложение по внесению изменений в статью 12.5 КоАП и статьи 3 и 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
− предложение по совершенствованию порядка внесения изменений в уставы муниципальных образований;
− предложение по внесению изменения в ФЗ-131 в части установления пределов ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Наибольшее число законодательных предложений СМО в 2013 году было направлено на внесение изменений в ФЗ-131, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в Жилищный и Земельный кодексы.
Законодательные предложения в 2013 году поступали от советов муниципальных образований Республики Адыгея, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Ставропольского края, Вологодской, Ленинградской и Пензенской областей. Всего в течение года поступило и рассмотрено исполнительной дирекцией ОКМО восемь законодательных предложений. Все законодательные предложения СМО проходили юридическую экспертизу в исполнительной дирекции и на них были подготовлены заключения, которые в последующем рассматривались членами Президиума ОКМО. Как правило, руководство Конгресса поддерживает предложения региональных СМО, после чего они направляются в органы власти для учета в работе по совершенствованию законодательства РФ. Наиболее часто по этому поводу ОКМО обращался в комитеты Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по конституционному законодательству и государственной строительству, а также в Минрегион.

В рамках оказания методической помощи правовой службой ОКМО ведется раздел на портале КАИС, где каждый совет может отследить статус рассмотрения своего обращения в ОКМО, ознакомиться с тематикой и сроками проводимых ОКМО опросов СМО, рассматриваемыми законодательными предложениями других СМО, а также с внутренними правовыми актами ОКМО.

Правовая и экспертно-аналитическая служба ОКМО в 2013 году продолжила раз в две недели готовить обзор актуальных для местного самоуправления изменений федерального законодательства РФ. На сайте Конгресса в открытом доступе размещается сокращенная версия Обзора, а полная версия документа направляется членам ОКМО по электронной почте и вывешивается на закрытом портале КАИС. Всего в 2013 году выпущено 22 обзора.
 

2012: итоги работы правовой и экспертно-аналитической службы ОКМО

Работа исполнительной дирекции ОКМО по правовому обеспечению деятельности ОКМО в 2012 году уже традиционно осуществляется по двум основным направлениям — правовая консультативно-методическая помощь советам муниципальных образований и юридическое обеспечение деятельности руководящих и исполнительных органов ОКМО.

Консультационная и иная методическая помощь советам муниципальных образований

В течение 2012 года правовой и экспертно-аналитической службой исполнительной дирекции ОКМО рассмотрено более 60 обращений региональных советов муниципальных образований. В рамках рассмотрения обращений советов было сделано 75 запросов в компетентные федеральные органы исполнительной власти и профильные комитеты Государственной думы. Чаще всего Конгресс обращался в следующие органы:
- Комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;
- Министерство регионального развития;
- Министерство финансов;
- Министерство обороны;
- Министерство экономического развития;
- Министерство здравоохранения и социального развития;
- Министерство труда и социальной защиты;
- Министерство сельского хозяйства;
- Министерство по делам чрезвычайных ситуаций;
- Генеральная прокуратура

Получаемые от федеральных органов государственной власти ответы доводятся исполнительной дирекцией ОКМО до сведения совета, поднявшего соответствующую проблему, а также публикуются в журнале «Муниципальная Россия». Оперативная информация о получаемых ответах всегда доступна на сайте ОКМО в разделе «Новости Конгресса».
За прошедшие несколько лет широкое распространение получила практика проведения исполнительной дирекцией ОКМО опросов советов муниципальных образований по наиболее актуальным вопросам организации местного самоуправления. Получаемые по их итогам данные служат важным источником информации об актуальных для муниципальных образованиях проблемах и возможных способах их решения, об отношении органов МСУ к инициативам федеральных органов власти, а также о лучших муниципальных практиках. В 2012 году исполнительной дирекцией ОКМО было организовано 27 опросов по следующим темам:
- установление органами МСУ минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения;
- формирование расходов на содержание органов МСУ в пределах установленных субъектами РФ нормативов;
- установление гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления;
- опыт работы муниципальных образований с безнадзорными животными;
- расширение перечня муниципальных должностей, замещаемых выборным путем;
- организация регистрационного учета граждан по месту жительства;
- вопросы организации органами МСУ сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
- создание муниципальных учреждений высшего образования;
- осуществление органами МСУ обязательного энергетического обследования;
- об опыте возложения (подготовки к возложению) на районную администрацию полномочий администрации поселения, являющегося административным центром района;
- реализация органами МСУ полномочий по созданию специализированной службы, занимающейся погребением умерших;
- реализация Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 613;
- практика правового регулирования семейной политики в субъектах РФ;
- организация государственной охраны зданий (помещений), занимаемых органами МСУ;
- переход к оказанию муниципальных услуг в электронном виде и имеющийся опыт решения этой задачи;
- практика взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов МСУ и предложения по совершенствованию данного взаимодействия;
- установление, назначение, расчет и выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, занимающим муниципальные должности;
- осуществление органами МСУ контрольных полномочий;
- практика реализации положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- осуществление органами МСУ регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства и др.
 

Правотворческие инициативы СМО в 2012 году

Другим важным направлением работы исполнительной дирекции ОКМО в правовой сфере является экспертиза правотворческих инициатив советов муниципальных образований — в 2012 году их рассмотрено одиннадцать. Инициаторами выступали советы муниципальных образований Республики Марий Эл, Калужской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской, Томской областей и координационный совет участников Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между советами муниципальных образований регионов Юга России.

Тематика правотворческих инициатив СМО в 2012 году

СМО Республики Марий Эл О рассмотрении возможности обращения к федеральным органам государственной власти с предложением закрепить в федеральном законодательстве гарантии пенсионного обеспечения депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
СМО Ростовской области О внесении изменений в часть 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ
СМО Тамбовской области О закреплении в действующем федеральном законодательстве обязанности собственников частных жилых домов заключать договоры со специализированными организациями на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также ответственности за неисполнение данной обязанности
О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем регулирования вопроса содержания собак и кошек; о решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; о предоставлении молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, возможности использования предоставляемой социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома
СМО Томской области  О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство в части повышения эффективности налогового администрирования и бюджетного планирования
Блок инициатив, направленных на совершенствование действующего законодательства, по следующим направлениям:
- осуществление контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления;
- финансовое обеспечение местного самоуправления;
- решение вопросов местного значения и осуществление полномочий органов местного самоуправления;
- отдельные вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации
СМО Оренбургской области  О проекте федерального закона «О защите прав органов местного самоуправления при осуществлении проверок в рамках государственного контроля (надзора) и о внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
О внесении изменений в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
СМО Тамбовской области,
СМО Калужской области
О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  
СМО Пензенской области  О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее борьбу с коррупционными правонарушениями 
Координационный совет участников Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между советами муниципальных образований регионов Юга России О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и иные нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления

 

В соответствии с установленным порядком поддержанные Президиумом ОКМО правотворческие инициативы направлялись Президентом ОКМО в следующие органы государственной власти:
- Комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;
- Комитет Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
- Министерство регионального развития;
- Министерство финансов;
- Министерство труда и социальной защиты;
- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Министерство сельского хозяйства;
- Министерство энергетики.
Наконец, начиная с ноября 2011 года исполнительной дирекцией ОКМО с периодичностью раз в две недели осуществляется подготовка Обзора ОКМО «Текущая правовая информация муниципального значения», содержащего актуальную информацию об изменениях в действующем федеральном законодательстве, имеющую непосредственное отношение к их деятельности. Всего в течение 2012 года было подготовлено и доведено до сведения региональных советов муниципальных образований 25 выпусков Обзора. Анонсы обзоров размещаются на главной странице сайта ОКМО, а полная версия обзоров доступна на внутреннем портале ОКМО — КАИС.