Главная Поиск E-mail

Международное сотрудничество

Международная деятельность Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) строится в рамках трех основных направлений:
  • организационная и информационная поддержка работы национальной делегации Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ);
  • представительство общих интересов муниципальных образований на международном уровне;
  • обеспечение «международного аспекта» в информационно-методической деятельности ОКМО.

ИТОГИ РАБОТЫ

  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012

В июне во Франции состоялись заседания трех уставных комитетов КМРВСЕ.
Комитет по управлению. 7 июня 2016 года в Орлеане (Франция) состоялось заседание Комитета по управлению. От Российской Федерации в нем приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С.Ф.Лисовский (Палата регионов КМРВСЕ), Депутат Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области Л.В.Белышева, глава Мценского района Орловской области И.А.Грачев и депутат Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области В.М.Рогов (Палата местных властей КМРВСЕ). На заседании состоялся обмен мнениями с Клодом Хэги, бывшим Президентом Конгресса по вопросам трансграничного налогообложения, в частности о справедливом распределении доходов и расходов между приграничными регионами. Более подробное обсуждение состоялось по предварительному докладу на тему «Предотвращение коррупции и продвижение общественной этики на местном и региональном уровнях». В докладе подробно изложен комплексный план, включающий анализ Европейского кодекса поведения местных и региональных выборных представителей, а также сотрудничества на местном уровне с целью предотвращения коррупции на местах. Активное участие в дискуссиях, в том числе по вопросу борьбы с коррупцией принял С.Ф. Лисовский. В своем выступлении привлек внимание к тому, что общепризнанные на Западе методы предотвращения коррупции, в том числе проведение аукционов, тендеров, конкурсов с целью определения исполнителя государственных или муниципальных заказов, имеют и оборотную, негативную сторону. В результате, к сожалению, бюрократия, исходя из корыстных целей, действует против интересов общества и может игнорировать общественный контроль. Для реального предотвращения коррупционных решений требуется не только их четкая персонификация, но и увеличение сроков ответственности недобросовестных должностных лиц. С подробной информацией о мерах, предпринимаемых по борьбе с коррупцией в России, выступил В.М.Рогов.
На заседании были одобрены предварительные доклады на следующие темы: «Гендерно-ориентированное бюджетное планирование», «Надлежащее управление в агломерациях», «Открытые данные как фактор повышения эффективности государственных услуг». Наконец, Мари-Мадлен Миало-Мюллер (Франция, Группа социалистов) которая председательствовала в Комитете в последний раз, представила исследование о регионализации, с целью подтверждения фактического существования региональных институтов и оценки тенденций в области регионализации в каждой стране-участнице Совета Европы.Генеральный секретарь КМРВСЕ А.Кифер призвал членов Комитета принять участие в «саммите мэров» по борьбе с радикализацией и экстремизмом, который намечен городскими властями Роттердама (Нидерланды) на 9 ноября 2016 г.
Комитет по актуальным вопросам. 15 июня 2016 года в Страсбурге (Франция) состоялось заседание Комитета по актуальным вопросам. От Российской Федерации в нем приняли участие Председатель Государственного Совета республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин, занимающий пост Председателя Комитета по актуальным вопросам и глава Артемовского городского округа Приморского края В.М. Новиков. Членами Комитета были заслушаны и одобрены следующие доклады: «Ситуация с цыганами в контексте возрастания расизма и ксенофобии», представленный Джоном Вармишем (Великобритания, Группа социалистов), а также доклад об исполнении Стратегии Конгресса по противодействию радикализации в городах и регионах, подготовленный совместно с Комитетом по управлению и представленный Джосефом Нойманом (Германия, группа Социалистов) и Бертом Бувмеестером (Нидерланды, Независимая либерально-демократическая группа). Данные доклады будут обсуждаться и, возможно, приняты на 31-ой сессии Конгресса местных и региональных властей в октябре 2016 года. На повестку дня было вынесено также обсуждение двух докладов, которые находятся пока в разработке: «Роль молодежной политики и работы с молодежью на местном и региональном уровне в обеспечении перехода молодежи к активной жизни и профессиональной деятельности» и «От приема к интеграции: роль местных властей в миграционном процессе». Также члены Комитета обсудили предстоящий саммит мэров городов, который состоится 9 ноября 2016 года в г. Роттердам (Нидерланды). Данный саммит организует Конгресс местных и региональных властей Совета Европы совместно с Европейским форумом городской безопасности и Мэрией Роттердама. На саммите запланировано учреждение «Альянса городов по предупреждению радикализации, ведущей к насильственному экстремизму».
Комитет по мониторингу. 28 июня 2016 года в Страсбурге (Франция) состоялось заседание Комитета по мониторингу. Российскую Федерацию представили Руководитель национальной делегации в Палате местных властей КМРВСЕ, Председатель Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, член Президиума ОКМО В.Ф. Беликов и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике А.А. Борисов. На заседании были заслушаны доклады о ситуации в области местной и региональной демократии и соблюдении Европейской хартии местного самоуправления в Бельгии, Украине, Нидерландах, Румынии и Молдове. В рамках обсуждения информационного доклада о наблюдении за местными и провинциальными выборами в Сербии позицию Российской Федерации озвучил Всеволод Беликов. В своем выступлении он отметил: «Глубоко убежден, что именно положение национальных меньшинств, их права и свободы, участие в местном самоуправлении и взаимодействии с властями является четким маркером состояния местной и региональной демократии, который следует вывести в отдельный раздел мониторинга. На данный момент Совет Европы уделяет недостаточно внимания этому вопросу». Накануне заседания в повестку был внесен вопрос, затрагивающий ситуацию с турецкими учеными, которые подверглись судебным преследованиям. На заседании также присутствовал Ян Хельгесен, член Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и выступил с докладом, в котором представлен перечень контрольных показателей верховенства закона. Следующее заседание Комитета состоится 19 октября 2016 года в Страсбурге (Франция) в рамках 31-ой пленарной сессии КМРВСЕ.
 
           21 – 24 марта 2016 года в г. Страсбурге (Франция) состоялась 30-я пленарная сессия Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, одного из главных органов Совета Европы, основными направлениями деятельности которого являются мониторинг состояния местной и региональной демократии в странах Совета Европы, включая соблюдение прав человека на местном уровне, а также наблюдение за муниципальными и региональными выборами.
В деятельности КМРВСЕ принимают участие делегации из 47 стран ‑ членов Совета Европы. В составе российской делегации в работе сессии приняли участие члены российской делегации в Палате местных властей КМРВСЕ.
Накануне открытия сессии 21-22 марта состоялись заседания Бюро, политических групп и комитетов КМРВСЕ.
Центральная тема пленарных заседаний 2016 года – «Этические стандарты и прозрачность на местном и региональном уровнях». В ходе пленарных заседаний 30-й сессии обсуждалась проблематика борьбы с радикализацией и экстремизмом в обществе, развития в городах мультикультурного и межрелигиозного диалога, интеграции беженцев, процессы регионализации в Европе, продвижение этических стандартов и транспарентности на местном уровне, включая меры по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности госзакупок. Была продолжена работа над приоритетами деятельности Конгресса на 2017-2020 гг, которые планируется утвердить в ходе 31-ой осенней сессии (18 - 21 октября 2016).
Были также одобрены доклады и приняты рекомендации и резолюции КМРВСЕ по следующим вопросам:
  • Наблюдение за местными выборами в Украине;
  • Автономия и границы в меняющейся Европе/Принципы, рамки и процедуры защиты и изменения статуса, полномочий и границ субнациональных образований в законодательствах стран;
  • Организация межкультурных и межрегиональных мероприятий: набор инструментов для местных органов власти.
Члены российской делегации в Палате местных властей приняли активное участие в дискуссиях практически по всем наиболее актуальным проблемам, обсуждаемым на сессии Конгресса.
Так, мэр города Хабаровска А.Н. Соколов выступил в рамках обсуждения доклада «Решение задач в условиях формирования межкультурных сообществ на местном уровне».
В обсуждении проекта резолюции о продвижении этических стандартов и предотвращении коррупции на местном уровне принял участие Руководитель российской делегации в Палате местных властей, глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Финляндский округ В.Ф. Беликов. Также В.Ф. Беликов озвучил позицию российской делегации по проекту рекомендаций по итогам наблюдательной миссии за местными выборами в Украине.
На заседании Палаты местных властей глава Артемовского городского округа Приморского края В.М. Новиков выступил на тему «Внутренне перемещенные лица: теневая сторона кризиса беженцев». По проблематике «Борьбы с торговлей людьми и роли местных властей» выступил депутат Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области В.М. Рогов.
Несомненно, на ход дебатов и атмосферу сессии повлияло сообщение о террористических актах в Брюсселе, сплотившее ее участников и приглушившее накал полемики и критической риторики, в том числе антироссийской.
Обсуждение украинской проблематики было ограничено вопросом о наблюдении за местными выборами в Украине в октябре 2015 года и информацией о постмониторинговой деятельности КМРВСЕ. Критика в адрес России прозвучала приглушенно, как бы в «дежурном режиме» («оккупация Крыма», поддержка «незаконных вооруженных формирований сепаратистов» в Донбассе). Решено продолжить оказание содействия по линии Конгресса процессу децентрализации и реформирования украинской системы местного самоуправления. При этом ощущалось, что европейцы начинают лучше понимать реальное положение дел и все громче задают вопросы о том, когда же, наконец, киевские власти начнут проводить конституционную реформу, децентрализацию (включая предоставление особого статуса Донецку и Луганску), бороться с коррупцией и на деле использовать экспертный потенциал и рекомендации Конгресса.
Миссия по наблюдению за местными выборами в Украине в октябре 2015 года выявила целую серию существенных недостатков: запутанное законодательство, неучастие в голосовании более 2 млн. временно перемещенных лиц, давление олигархических групп на СМИ, отказ в регистрации независимых кандидатов и их запугивание. Однако общий вывод рекомендации заключался в том, что в целом выборы отвечают стандартам демократии и являются шагом вперед. В выступлениях членов российской делегации было обращено внимание на противоречивость содержания доклада и рекомендации по выборам в Украине (масса негативных фактов) и общего позитивного вывода миссии. В связи с неприемлемыми для нас ссылками в тексте рекомендации на «оккупацию Крыма» российская делегация России воздержалась от участия в голосовании по ней.
В рамках 30-й пленарной сессии была успешно проведена презентация выставки культурного и исторического наследия Владимирской области в контексте 20-летия членства Российской Федерации в Совете Европы.
В течение трех дней члены Конгресса из 47 стран – членов Совета Европы и сотрудники Секретариата Совета Европы имели возможность ознакомиться с богатыми культурно-историческими традициями и туристическим потенциалом российского региона, его динамичным социально-экономическим развитием, несмотря на действующие санкции стран Запада. Это первая российская презентация, проведенная в Совете Европы после воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года. Она вызвала неподдельный, живой интерес, как руководства Конгресса, так и большинства участников сессии. Презентацию открыли Губернатор Владимирской области С.Ю.Орлова и Председатель КМРВСЕ французский сенатор Ж.‑К.Фрекон.
В своем выступлении Ж.-К.Фрекон прямо заявил, что Европа немыслима без России, а Россия является важным и неотъемлемым членом Совета Европы и придает этой организации действительно панъевропейское измерение. Участие России в деятельности Совета Европы позволяет вести общеевропейский диалог, искать совместные решения и объединять усилия в противодействии новым вызовам и угрозам, прежде всего терроризму, радикальному экстремизму и миграционному кризису. Он публично высоко оценил роль российской делегации в КМРВСЕ и отметил, что активное участие российских представителей в деятельности Конгресса убедительно показывает преимущества сохранения каналов для диалога с Россией даже по самым острым и чувствительным вопросам.
30-я сессия КМРВСЕ показала, что Конгресс местных и региональных властей Совета Европы сохраняет прагматичный настрой. Удалось удержать КМРВСЕ от «синдрома» ПАСЕ. Подтвердилась значимость российского участия в КМРВСЕ. За прошедшие 4 года (срок, на который был сформирован нынешний состав делегации) проделана большая работа по продвижению российских интересов на площадке КМРВСЕ, в том числе членами делегации в Палате местных властей.

 29-я ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ КОНГРЕССА МЕСТНЫХ И РЕИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ (КМРВСЕ) 

КМРВСЕ провел свою 29ую пленарную сессию 20 -22 октября 20015 года в г. Страсбург (Франция). Центральной темой сессии было заявлено «Ответные меры местных властей в отношении проблем в области прав человека: миграция, дискриминация, социальная интеграция».
 
Члены национальной делегации в Палате местных властей КМРВСЕ приняли активное участие в работе сессии. Предлагаем Вашему вниманию тексты докладов:
 
Выступления представителей Палаты местных властей в рамках 29й Пленарной сессии КМРВСЕ.
 
·        ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТОВ
 
Комитет по актуальным вопросам (08.45 - 10.45, Зал 6)
 
В.М.Рогов - Европейский альянс городов и регионов по интеграции цыган
 
Комитет по управлению (08.15 - 10.45, Зал 8)
 
 
·        ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ, 20октября, 14.30-19.30,  Большой зал
 
В.Ф.Беликов - Содействие активной гражданственности посредством установления партнерских отношений с гражданским обществом
 
М.В.Гулевский - Голосование с 16 лет и последствия для участия молодежи на местном и региональном уровнях
 
Ю.Н.Мищеряков - Создание единого языка общения между местными и региональными властями и молодежью
 
·        ПАЛАТА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ, 21 октября, 9-12.30, Большой зал
 
В.М.Рогов - Новые формы местного самоуправления
 
 
·        ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ,  21 октября, 14.30-19.30,  Большой зал
 
А.Н.Соколов - Кризис, вызванный притоком беженцев и мигрантов: какова роль местных властей?
 
Т.А. Ромашова - Борьба с бедностью женщин: ответственность местных и региональных властей
 
·        ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ, 22 октября, 09.30-12.00,  Большой зал
 
 
·        ИНТЕРВЬЮ В MEDIA BOX /21-22 октября/
 
В.Ф.Беликов- «Эффективные коммуникации для публичных политиков»
 

27-ая сессия Конгресса местных и региональных властей Совета Европы подтвердила прагматичный настрой руководителей европейских городов и регионов 
Сессия прошла в Страсбурге с 14 по 16 октября. Председателем КМРВСЕ избран Жан-Клод Фрекон (Франция), председателем Палаты регионов — Гудрун Мослер-Тернстрем (Австрия), председателем Палаты местных властей — Андерс Кнапе (Швеция). Редакция МР отмечает особые успехи российской делегации. Вице-президентом КМРВСЕ, членом Бюро Конгресса переизбрана руководитель национальной делегации РФ Светлана Орлова, председателем Комитета по актуальным вопросам на второй срок переизбран председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, депутат совета народных депутатов Владимирской области Вячеслав Рогов избран вице-председателем Комитета по управлению.

Центральной темой сессии было заявлено «Расширение прав и возможностей молодежи: общая ответственность городов и регионов». Впервые был организован приезд молодежных делегатов, отобранных на конкурсной основе (по одному от каждой из 47 стран — членов Совета Европы). Из России в Страсбург прибыла Светлана Буева, представлявшая областную думу Тульской области.

Муниципальная делегация РФ
Девять представителей российского местного самоуправления активно участвовали в работе сессии. Глава Щекинского района Тульской области Наталья Пилюс выступила по теме участия женщин в общественной жизни на местном и региональном уровнях, а также приняла участие в обсуждениях по молодежной тематике. Глава Финляндского муниципального округа Санкт-Петербурга Всеволод Беликов поделился опытом и передовыми практиками в сфере реализации прав человека. Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев участвовал в обсуждении ситуации с местной и региональной демократией в Азербайджане в связи с текущим председательством Азербайджана в Комитете министров Совета Европы. Мэр Хабаровска Александр Соколов выступил с информацией о поощрении многообразия посредством межкультурного образования и коммуникационных стратегий на примере своего города. Глава Липецка Михаил Гулевский принял участие в дискуссии по вопросу продвижения равных возможностей для людей с ограниченными возможностями. Глава Ульяновска Марина Беспалова осветила тему дефицита местных финансов. Глава Мценского района — глава администрации Мценского района Орловской области Иван Грачев рассказал о вовлечении российской молодежи в новые формы участия в демократических процедурах. Депутат совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области Вячеслав Рогов и глава города Оренбурга Юрий Мищеряков приняли участие в заседаниях комитетов по управлению и актуальным вопросам. Все делегаты участвовали в дебатах по украинской тематике.

«Украинские вопросы»
Как и на прошлой сессии, проблемы местного и регионального развития уступили «пальму первенства» обсуждению ситуации на Украине. Накануне начала сессии был представлен проект заявления Конгресса с критикой России за «военное вмешательство» на Украине, «аннексию Крыма и Севастополя», «нарушение международного права и принципов Совета Европы», а также с выражением солидарности с «пострадавшими от сепаратизма и давления со стороны России» Украиной, Грузией, Молдавией и Азербайджаном.
В дискуссии по проекту заявления удалось выступить всем пятерым заявленным членам нашей делегации — председателю законодательного собрания Красноярского края Александру Уссу, губернатору Владимирской области Светлане Орловой, мэру Ростова-на-Дону Михаилу Чернышеву, главе муниципального образования Финляндский округ Санкт-Петербурга Всеволоду Беликову и губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Наталье Комаровой — с изложением российского представления о причинах и путях преодоления кризиса на Украине.
В ходе дебатов на разных этапах обсуждения проекта декларации российской делегации удалось существенно скорректировать его текст, включив положения о поддержке политического диалога и минских договоренностях, необходимости оказания гуманитарной помощи и готовности КМРВСЕ оказать содействие реформам на Украине в сфере децентрализации и местного самоуправления.
Еще раз тема Украины поднималась на сессии в ходе рассмотрения традиционного вопроса о мониторинге хода местных и региональных выборов. По приглашению украинских властей с 22 по 26 мая на Украине находилась миссия КМРВСЕ по наблюдению за выборами, которая посетила более 120 избирательных участков по всей стране, за исключением — по соображениям безопасности — ряда районов юга и востока.
На выборах избирались около 300 мэров городов, а в Киеве кроме мэра — и городской совет (120 мест). В докладе отмечалось, что власти Украины учли предыдущие рекомендации Конгресса в отношении избрания мэра Киева, составления списка избирателей и повышения прозрачности процедур проведения выборов.
В подготовленном докладе констатируется, что в целом выборы были проведены без давления на избирателей, при их высокой явке. Отмечается, что необходимо предпринять шаги по дальнейшему улучшению избирательного законодательства и процедуре проведения выборов, в частности в том, что касается более эффективного подсчета голосов и подготовки сотрудников избирательных комиссий. Конгресс также рекомендует проводить последующие выборы в местные органы власти отдельно, без какого-либо иного голосования в тот же день.

Содействие многообразию на основе межкультурного образования и стратегий коммуникации
В ходе сессии одобрен доклад Навель Рафик-Эльмрини (Франция) «Содействие многообразию на основе межкультурного образования и стратегий коммуникации», исходя из которого Конгресс принял резолюцию и рекомендацию по данной тематике.
В докладе, в частности, отмечается, что в европейских странах по мере усиления социально-экономического кризиса все более обостряется социальная напряженность; недовольство местного населения чаще обращается в сторону иммигрантов, беженцев, мусульман, цыган, других представителей национальных и религиозных меньшинств. Для обуздания дальнейшего роста ксенофобии и проявлений нетерпимости Конгресс рекомендовал местным и региональным властям стран — членов Совета Европы развивать межкультурные отношения и содействовать межкультурному диалогу, которые на местном и региональном уровнях страдают от негативных представлений населения, часто основанного на слухах, стереотипах и дезинформации. Цель доклада — выявить препятствия на пути содействия уважению многообразия на местном и региональном уровнях, при этом рекомендуется создавать «местные партнерства в поддержку многообразия», инте-грирующие учебные заведения и местные СМИ, разрабатывать местную и региональную политику мультикультурализма, пересмотра административных задач через «межкультурную призму» и создание новых управленческих структур с соответствующими полномочиями в этой области.

Доклады о местной и региональной демократии
Значительное внимание на сессии было уделено мониторинговым докладам о выборах и состоянии местной и региональной демократии. Предлагаем для ознакомления читателей МР краткое резюме по ситуации в Бельгии, Нидерландах, Грузии.

Местная демократия в Бельгии
Хенрик Хаммар (Швеция) и Урс Вутрих-Пеллоли (Швейцария) подготовили первый мониторинговый доклад Конгресса по состоянию местной и региональной демократии в Бельгии.
В докладе подчеркивается, что конституционные и законодательные основы местного самоуправления в полной мере соответствуют требованиям Совета Европы. Вместе с тем в докладе выражается обеспокоенность дублированием некоторых полномочий на муниципальном и провинциальном уровнях управления во франкоязычном и фламандском сообществе. Финансовые ресурсы муниципалитетов и провинций, по мнению докладчиков, являются недостаточными, особенно из-за экономического кризиса и связанных с этим мер жесткой экономии. В частности, местные органы в Бельгии сталкиваются с финансовыми трудностями, связанными с расходами на пенсии сотрудников.
От российской делегации в дебатах по данному вопросу принял участие член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Игорь Шубин. По итогам обсуждения доклада Конгресс рекомендовал бельгийским властям продолжить проведение государственной реформы, уточнить полномочия местных и региональных властей, улучшить процедуры консультаций с муниципалитетами и регионами, в частности с местными органами власти региона Валлонии и региона Брюссель-столица, уделить особое внимание финансовому положению муниципалитетов и провинций, а также принять меры по обеспечению более справедливого распределения обязательств выплаты пенсий муниципальным служащим.
Конгресс призвал бельгийские власти рассмотреть вопрос о ратификации Дополнительного протокола к Европейской хартии местного самоуправления на право участвовать в делах местной власти (СДСЕ № 207) и Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (СЕД № 159).

Местная и региональная демократия в Нидерландах
Перл Педергнана (Швейцария) подготовила доклад и рекомендацию Конгресса по итогам муниципальных выборов в Нидерландах (19 марта 2014 года).
Делегация Конгресса, принявшая участие в наблюдении за ходом выборов в Нидерландах, отметила комплексный подход к вопросу организации выборов, а также высокий уровень личной самоотдачи и приверженности принципам демократии задействованного в них персонала. Конгресс продолжит мониторинг проводящихся в стране консультаций по вопросу о возвращении к надежной системе электронного голосования (с распечаткой заполненных избирательных бюллетеней на специальных принтерах и их последующего подсчета с помощью оптического сканирования), а также введения голосования через Интернет. Одновременно со стороны мониторинговой миссии Конгресса было выражено сожаление в связи с отсутствием нормативных положений, касающихся ограничения расходов и спонсорства партий и финансирования избирательных кампаний, впрочем, в настоящий момент в Нидерландах ведется подготовка соответствующих правовых норм, призванных исправить создавшееся положение.

Наблюдение за местными выборами в Грузии
Йос Винен (Нидерланды) представил доклад по итогам наблюдения за местными выборами в Грузии (15 июня 2014 года).
В докладе отмечается, что, несмотря на немногочисленные инциденты на местах и отдельные нарушения, выборы в целом прошли в спокойной обстановке. Значительно улучшилась сама процедура проведения голосования, во многом благодаря профессиональной деятельности ЦИК Грузии. Произошли позитивные изменения в отношении свободы СМИ, доступа политических оппонентов к СМИ, открытости избирательного корпуса и отсутствия давления на избирателей. Среди вопросов, которые, по мнению докладчика, требуют дальнейшего совершенствования, — формирование состава избирательных комиссий, выдвижение независимых кандидатов и процедура подсчета голосов.

В целом, несмотря на политизированность при рассмотрении ряда вопросов, в ходе 27-й сессии подтвердился прагматичный настрой входящих в состав КМРВСЕ руководителей европейских городов и регионов на продолжение конструктивного сотрудничества и взаимодействия с представителями российских местных и региональных властей по обмену опытом в решении практических задач и поиску ответов на насущные проблемы обустройства своих территорий в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Обзор сессии подготовлен секретариатом национальной делегации РФ в Палате местных властей КМРВСЕ с использованием материалов Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ


Иван Грачев выступил в Страсбурге по теме участия молодежи в представительной, прямой и демократии участия 
В ходе рассмотрения основной темы сессии «Расширение прав и возможностей молодежи: общая ответственность городов и регионов» обсуждались вопросы участия молодежи в общественно-политической жизни на местном и региональном уровнях, роли региональных СМИ как инструмента формирования демократии прямого участия.

Из выступления Главы Мценского района — главы администрации Мценского района Орловской области Ивана ГРАЧЕВА
Опросы общественного мнения, проводимые в целом в Российской Федерации и в нашем регионе, показывают — участие возрастных людей и молодежи в различных формах участия в представительной, прямой и демократии участия составляет в среднем 20%. Так, в представительных органах района из 147 депутатов работает до 20% лиц в возрасте до 35 лет.
Новыми формами являются созданные за последние несколько лет различные совещательные и консультативные объединения молодежи:
а) Общественные молодежные парламенты при региональных и местных представительных органах (занимаются вопросами законодательного регулирования прав молодежи в разных сферах общественных отношений).
б) В Орловской области с целью повышения правовой культуры молодых избирателей, формирования осознанного их интереса к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов и референдумов создана молодежная избирательная комиссия.
в) В исполнительной власти региона работает молодежное правительство, имеющее совещательный и консультативный характер…
Широко используются такие формы демократии участия, как молодежные форумы, отчеты, в том числе в СМИ. Особое место занимает позиция молодежи в партийных и профсоюзных вопросах. Парламентские партии имеют в своем составе молодежные отделения. Широко распространены региональные общественные молодежные движения, организации, которые поддерживают партии и профсоюзы.

Марина Беспалова заявила о необходимости обеспечения достаточных финансовых ресурсов органам местного самоуправления
В ходе сессии были рассмотрены и приняты рекомендации по вопросам надлежащего финансирования местного самоуправления, многообразия на основе межкультурного образования и коммуникаций, продвижения равных возможностей для инвалидов, рассмотрены мониторинговые доклады о состоянии местной и региональной демократии в странах — членах Совета Европы.
Отсутствие соотношения расходных полномочий органов местного самоуправления и закрепленных доходных источников местных бюджетов — проблема, актуальная для большинства стран — членов Совета Европы. Жильбер Роже (Франция) представил доклад о необходимости достаточных финансовых ресурсов органам местного самоуправления.

Из выступления главы Ульяновска Марины БЕСПАЛОВОЙ
С момента принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень полномочий муниципалитетов непрерывно изменялся и рос… количество же закрепленных источников пополнения местных бюджетов за период реформы местного самоуправления было, наоборот, значительно сокращено. В результате изменений налогового и бюджетного законодательства с 2005 года местных налогов осталось всего два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Одновременно были существенно сокращены нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов. Таким образом, осуществление органами МСУ своих полномочий зачастую невозможно без софинансирования со стороны вышестоящих бюджетов.
В качестве одного из возможных способов решения проблемы, связанной с финансовым состоянием муниципальных образований, видится передача части федеральных и региональных налогов на уровень муниципальных образований, исходя из принципов:
1) обеспечения соответствия между размером расходных обязательств муниципального образования по решению вопросов местного значения и объемом источников доходов, закрепляемых за местными бюджетами. При этом муниципальное образование, являющееся административным центром, должно быть обеспечено финансовыми ресурсами таким образом, чтобы имелась возможность финансирования не только текущих расходов, но и формирования бюджета развития (10–20%) в структуре бюджета города;
2) закрепления за местными бюджетами налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы МСУ. В частности:
• законодательно увеличить норматив отчислений, зачисляемый в бюджет города, от налога на доходы физических лиц;
• перевести в число местных налогов налоги, взимаемые по специальным налоговым режимам, принятым для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, ориентированных в основном на местные рынки;
• законодательно закрепить за местными бюджетами долю отчислений по налогу на прибыль;
• предусмотреть компенсацию местным бюджетам потерь, вызванных федеральными актами об освобождении от уплаты земельного налога крупных объектов федерального значения, либо отменить соответствующие пункты Налогового кодекса.

В принятой по итогам рассмотрения резолюции отмечено:
Хотя право органов местного самоуправления на достаточное финансирование и закреплено в качестве одного из основополагающих принципов Европейской хартии местного самоуправления (статья 9, пункты 1–4), их представители зачастую выражают сожаление в связи с его несоблюдением национальными и региональными властями. В декабре 2013 года в рамках диалога с Комитетом министров Бюро Конгресса выделило недофинансирование в качестве одной из «хронических проблем», с которой оно сталкивается в ходе своей мониторинговой деятельности.
С тем чтобы помочь органам власти всех уровней лучше понять этот принцип и более эффективно применять его на практике, Конгресс разработал ряд предложений и рекомендаций. Они касаются, прежде всего, необходимости регулярного пересмотра соотношения между предоставленными полномочиями и выделенными на них средствами, а также согласования ясного и детально прописанного порядка проведения консультаций и переговоров по вопросам прав органов местного самоуправления на получение дотаций и взимание налогов.

Михаил Гулевский поделился опытом города Липецка по оказанию помощи горожанам с ограниченными возможностями
В докладе «Содействие равным возможностям для инвалидов и их участие на местном и региональном уровнях» подчеркивается, что около 15% европейцев в той или иной степени являются людьми с ограниченными возможностями, при этом каждый из четырех европейцев имеет родственника-инвалида. В настоящий момент в странах — членах Совета Европы люди с ограниченными возможностями по-прежнему сталкиваются с трудностями при осуществлении своего права на голосование и участие в принятии решений, порой лишены доступа к базовым социальным благам как из-за чисто физических причин (неудачная городская застройка), так и по политическим соображениям. В докладе содержится обзор положения таких лиц, выявляются существующие проблемы на пути реализации их прав, приводятся конкретные примеры эффективных местных и региональных стратегий, политики и практики по ликвидации таких препятствий. 
По итогам обсуждения была принята рекомендация с призывом к правительствам европейских государств лучше координировать работу в данной сфере при разработке национальной политики и государственных программ, создавать механизмы эффективного участия лиц с ограниченными возможностями и представляющих их интересы общественных организаций в процессе принятия решений на местном и региональном уровнях. Конгресс рекомендует местным и региональным властям в тесной координации разработать планы действий по защите прав данной категории граждан, расширить доступность городской застройки, товаров и услуг, обеспечить инвалидов возможностью беспроблемного получения образования, профессиональной подготовки, медицинских услуг и жилья.

Из выступления главы Липецка Михаила ГУЛЕВСКОГО
В Липецке успешно работает одно из самых крупных в стране предприятий для инвалидов — из 500 сотрудников их больше половины. Немало людей с ограниченными возможностями участвуют в муниципальной программе «Управдом». Они ставят перед собой задачу наладить общественный контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В городе созданы условия для реализации творческого потенциала инвалидов. При одном из муниципальных учреждений культуры действует театр, труппа которого сформирована из самодеятельных артистов с ограниченными возможностями. Премьеры театра пользуются неизменным успехом у зрителей. Больше десяти лет в Липецке работает студия, где занимаются танцоры-колясочники. На их счету немало побед в российских и международных конкурсах. Мэрия поддерживает коллектив средствами для поездок, помещением для репетиций.
Второй сезон в Липецке работает специально оборудованный пляж для инвалидов. Он, кстати, стал вторым в России — первый находится в Сочи. Высокой оценкой совместных усилий мэрии и общественности по формированию доступной среды стала победа Липецка в международном смотре-конкурсе городских практик «Город, где хочется жить».

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КМРВСЕ И ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Конгресс местных и региональных властей является консультативным органом в составе Совета Европы, основной площадкой для европейских дебатов по вопросам региональной и местной демократии для 47 стран — членов СЕ, включая РФ. Повестка работы формируется в рамках трех комитетов КМРВСЕ:
• Комитет по мониторингу (контроль за выполнением Европейской хартии местного самоуправления, институциональное развитие регионов, подготовка докладов о состоянии местной и региональной демократии в странах — членах Совета Европы и мониторинг отдельных вопросов, касающихся местной и региональной демократии);
• Комитет по управлению (вопросы управления, финансов, межрегионального и приграничного сотрудничества, электронной демократии, сотрудничества с различными межправительственными органами);
• Комитет по текущим вопросам (оперативное реагирование на вызовы и проблемы, стоящие перед обществом, подготовка тематических документов по таким темам, как социальная сплоченность, устойчивое развитие, образование, культура с точки зрения основополагающих ценностей Совета Европы).

Пленарная сессия КМРВСЕ проходит два раза в год в Страсбурге (как правило, в марте и октябре). В рамках сессии проводятся заседания с участием членов Конгресса, приглашенных экспертов и гостей, в течение нескольких дней обсуждаются доклады и принимаются окончательные тексты рекомендаций и резолюций Конгресса. Российскую делегацию возглавляет губернатор Владимирской области Светлана Орлова, ее заместителем и руководителем делегации в Палате местных властей избран Всеволод Беликов, а руководителем делегации в Палате регионов является Владимир Варнавский.

Секретариат национальной делегации
Муниципальная половина российской делегации в КМРВСЕ состоит из восемнадцати человек, имеющих мандаты членов на период с 2012-го по 2016-й годы. В прошедшем 2013 году исполнительная дирекция ОКМО продолжала обеспечивать организационную и информационную поддержку муниципальной части российской делегации, организовав участие российских муниципалов в двух сессиях, а также в заседаниях уставных комитетов КМРВСЕ. В течение года регулярно проводилось оперативное освещение этой работы в еженедельном Информационном бюллетене МСУ и журнале «Муниципальная Россия», а также на сайте ОКМО.

Состав делегации РФ в Палате местных властей КМРВСЕ
В делегацию входят 36 человек, по восемнадцать для каждой из палат (местных властей и региональных властей). Данный состав стал первым, у которого срок полномочий исчисляется не двумя годами, как было ранее, а четырьмя, что стало возможным после изменений в Уставе КМРВСЕ.

Сессии и заседания уставных комитетов КМРВСЕ
Выполняя функции постоянного секретариата муниципальной части делегации РФ в КМРВСЕ, исполнительная дирекция ОКМО в течение года организовывала работу и выезды делегатов в штаб-квартиру СЕ в Страсбурге, а также в другие города стран — членов СЕ на очередные рабочие заседания и конференции, традиционно оказывала помощь в подготовке материалов для выступлений и докладов членов делегации, координировала официальные переговоры и встречи.

Взаимодействие с другими подразделениями Совета Европы
В отчетном году исполнительная дирекция ОКМО начала взаимодействовать с Программным офисом Совета Европы в Российской Федерации — 13 декабря в Москве прошла встреча Президента ОКМО Степана Киричука, исполнительного директора ОКМО Виктора Панкращенко, заместителя исполнительного директора ОКМО Виктории Браилица с главой офиса СЕ Петром Зихом, заместителем главы офиса СЕ Евгенией Росинской. Участники встречи обсудили возможные направления совместной деятельности в 2014 году, а также основные аспекты текущей программы Совета Европы по местному и региональному развитию в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОКМО
В течение 2013 года ОКМО в рамках международных связей продолжил взаимодействие с профильными организациями целого ряда стран, в том числе Англии, Дании, Франции, США.

Национальная школа администрации (ENA)
В рамках развития российско-французского сотрудничества в области государственной службы и по просьбе Посольства Франции в России ОКМО принял участие в информационной кампании по приглашению российских кандидатов на получение стипендии для обучения в Национальной школе администрации (Париж) в 2013 году. Обучение проходит в рамках краткосрочных и долгосрочных стажировок, предназначенных для государственных и муниципальных служащих. Школа была создана в 1945 году и является «кузницей» высших управленческих кадров Франции, одновременно предлагая международный цикл обучения для иностранцев.

Международная ассоциация сити-менеджеров США (ICMA)
Дирекция ОКМО приняла участие в 99-й Ежегодной конференции членов ассоциации, которая прошла с 22 по 25 сентября в Бостоне (штат Массачусетс). Это крупнейшее в мире мероприятие для представителей местных органов власти, на котором для обмена опытом собираются несколько тысяч сити-менеджеров (в основном американских, но также и приглашенных представителей муниципального сообщества нескольких стран).

Министерство иностранных дел РФ
В 2013 году ОКМО продолжил взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ как в рамках работы по обеспечению деятельности национальной делегации в КМРВСЕ, так и по информированию муниципального сообщества о важных международных инициативах и мероприятиях.
 

29.10.2013
• 29–31 октября — XXV сессия КМРВСЕ (г. Страсбург, Франция)

19.03.2013
• 19–21 марта — ХХIV сессия КМРВСЕ (Страсбург, Франция)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КМРВСЕ И ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Конгресс местных и региональных властей является консультативным органом в составе Совета Европы, основной площадкой для европейских дебатов по вопросам региональной и местной демократии для 47 стран — членов Совета Европы. Повестка работы формируется в рамках трех комитетов КМРВСЕ:
Комитет по мониторингу (контроль за выполнением Европейской хартии местного самоуправления, институциональное развитие регионов, подготовка докладов о состоянии местной и региональной демократии в странах — членах Совета Европы и мониторинг отдельных вопросов, касающихся местной и региональной демократии);
Комитет по управлению (вопросы управления, финансов, межрегионального и приграничного сотрудничества, электронной демократии, сотрудничества с различными межправительственными органами);
Комитет по текущим вопросам (оперативное реагирование на вызовы и проблемы, стоящие перед обществом, подготовка тематических документов по таким темам, как социальная сплоченность, устойчивое развитие, образование, культура с точки зрения основополагающих ценностей Совета Европы).
Два раза в год в Страсбурге проходит пленарная сессия, где в течение нескольких дней обсуждаются доклады и принимаются окончательные тексты рекомендаций и резолюций Конгресса. Российскую делегацию возглавляет заместитель Председателя СФ Светлана Орлова, ее заместителем и руководителем делегации в Палате местных властей является председатель СМО Санкт-Петербурга, глава внутригородского муниципального образования «Финляндский округ» Всеволод Беликов, делегацию в Палате регионов возглавляет председатель законодательного собрания Омской области Владимир Варнавский.

Сессии и заседания уставных комитетов КМРВСЕ
Исполнительная дирекция ОКМО в течение года организовывала работу и выезды делегатов в штаб-квартиру Совета Европы в Страсбурге, а также в другие города стран — членов СЕ на очередные рабочие заседания и конференции, традиционно оказывала помощь в подготовке материалов для выступлений и докладов членов делегации, координировала официальные переговоры и встречи.

Европейская неделя местной демократии-2012
Европейская неделя местной демократии в 2012 году проходила с 15 по 21 октября под лозунгом «Права человека содействуют большей открытости сообщества».  Во время Недели проведено более 500 мероприятий примерно в ста муниципальных образованиях девяти субъектов Федерации: В 2012 году ОКМО и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) впервые выступили партнерами по участию филиалов РАНХиГС в Неделе. Всего о своем участии в проекте в 2012 году заявили семнадцать филиалов из четырнадцати субъектов Федерации:

Взаимодействие с другими подразделениями Совета Европы
• Комитет по управлению изучает организацию консультаций с органами МСУ
Комитет по управлению Конгресса местных и региональных властей Совета Европы проводил блиц-опрос среди 47 стран — членов Совета Европы о соблюдении Европейской хартии местного самоуправления. Специалисты изучают исполнение статей 4.6, 5 и 9.6, в которых говорится о необходимости консультаций органов ОМСУ и органов государственной власти в процессе планирования и принятия решений по всем вопросам, имеющим прямое отношение к местным органам власти. ОКМО направил в комитет информацию о ситуации в России.
• Центр экспертизы реформы МСУ Совета Европы: российские прибрежные муниципалитеты смогли принять участие в конкурсе
ОКМО направил в советы муниципальных образований информацию о новом конкурсе на лучшие практики по регенерации прибрежных городов, организованном Центром экспертизы реформы МСУ Совета Европы в сотрудничестве с Ассоциацией местных властей Великобритании. Европейские прибрежные города переживают демографический и экономический спад традиционных индустрий, и цель конкурса — выявить успешные примеры альтернативных подходов органов МСУ к решению проблемных вопросов местного значения.
• Комитет по актуальным вопросам провел опрос по проблеме цыган
ОКМО направил в советы муниципальных образований вопросник Совета Европы касательно проблем цыганского населения, который является частью работы по созданию Европейского альянса городов и регионов по интеграции цыган.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОКМО

В течение 2012 года ОКМО в рамках международных связей продолжил взаимодействие с профильными организациями целого ряда стран, в том числе Великобритании, Дании, Франции, США.

Министерство иностранных дел РФ
В 2012 году ОКМО продолжил взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ как в работе по обеспечению деятельности национальной делегации, так и в деле информирования муниципального сообщества о важных международных инициативах и мероприятиях.

Международная ассоциация сити-менеджеров США (ICMA)
В отчетном году Конгресс укрепил сотрудничество с Международной ассоциацией сити-менеджеров (США).
27 января в Вашингтоне в штаб-квартире ассоциации прошло подписание соглашения о сотрудничестве между ICMA и Центром прикладных исследований местного самоуправления. Две организации договорились об обмене информацией и экспертными знаниями в рамках. В течение года с ICMA проводились обсуждения в рамках нового исследовательского проекта «Генезис института сити-менеджеров в Российской Федерации», с которым Центр прикладных исследований местного самоуправления (действующий с 2007 года в качестве исследовательского подразделения Конгресса) победил в V открытом конкурсе «Проблемы развития современного российского общества».
Также был проинтервьюирован исполнительный директор ассоциации Боб О’Нил, ответивший на вопросы о специфике работы американских сити-менеджеров и тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной деятельности. Материал будет опубликован в журнале «Муниципальная Россия» в 2013 году.
 

15.10.2012
15–18 октября — XXIII сессия КМРВСЕ (Страсбург, Франция)

19.03.2012
19–22 марта — ХХII сессия КМРВСЕ (Страсбург, Франция)