Главная Поиск E-mail

Раздел: Главные разделы 2 | Федеральная политика

Совет Федерации

СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СФ ФС РФ
 

 

 

РАБОТА СОВЕТА ПО ГОДАМ

  • 2014
  • 2013
  • 2012 г.

11 декабря 2014 г., г. Москва

Второе заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации на тему «Перспективные направления совершенствования форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации», состоялось 11 декабря под председательством заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой.

В своем вступительном слове Галина Карелова подчеркнула актуальность темы в связи с необходимостью развития России как демократического государства, обратив особое внимание на роль органов местного самоуправления в вовлечении граждан в процессы управления территориями. За последние годы принят ряд важных решений, позволяющих обществу оказывать влияние на деятельность органов власти.

Однако такая важная форма демократии, как самоорганизация граждан по месту жительства с целью решения местных вопросов, недостаточно полно раскрыта в законодательстве. В частности, отсутствуют федеральные нормы, определяющие механизмы различных видов взаимодействия органов публичной власти и органов ТОС. В результате граждане слабо задействованы в решении вопросов местного значения. Так, по данным Левада-центра, только 27% населения доверяют муниципальным властям, а 79% жителей крупных городов не знают своих муниципальных депутатов. В то же время отдельные регионы и муниципалитеты взяли на себя функции определить свои правила поддержки и взаимодействия с ТОСами самостоятельно.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко посвятил свой доклад промежуточным итогам региональной муниципальной реформы, которая началась задолго до принятия ФЗ-136 инициативами по объединению администраций муниципальных районов и поселений-райцентров на контрактной основе и отказом от принципа шаговой доступности органов власти населению. Реализация этих решений привела к масштабному укрупнению сельских поселений, весомой экономии бюджетных средств на содержание органов власти и повышению эффективности бюджетных расходов за счет возможности привлекать в укрупненные администрации квалифицированных специалистов. Угрозу потери контроля за происходящим на укрупняемых территориях предотвращал возрождаемый в каждом сельском населенном пункте институт сельских старост, деятельность которых регулирует областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного само- управления».

Статс-секретарь — заместитель министра юстиции Российской Федерации Юрий Любимов рассказал о перешедших в ведение Минюста полномочиях Минрегиона в части местного самоуправления. Это регулирование вопросов административно-территориального устройства, разграничения полномочий (в том числе совершенствование системы наделения органов МСУ вопросами местного значения и муниципальными полномочиями), а также организации казачьих общин. Принимая на себя функции Минрегиона, Минюст ставит перед собой задачу содействовать развитию и повышению эффективности местного самоуправления с целью создания оптимальной среды для жизнедеятельности населения.

Председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что с целью развития народного участия в осуществлении местного самоуправления в Татарстане второй год подряд уделяют самое пристальное внимание развитию и поддержке института ТОС. 3а время реализации этой политики создано почти 330 ТОСов. Отмечено, что в тех населенных пунктах, где успешно работают ТОСы, наблюдается высокая (до 80%) явка избирателей на выборы всех уровней, высокий (более 84%) уровень голосования за действующих глав и депутатов. Эти показатели характеризуют ТОС как механизм установления доверия между властями и населением. В республике принято решение материально стимулировать активистов ТОС: они получают ежемесячные субсидии в размере 10 тыс. руб. в сельской местности и 15 тыс. руб. — в городской. Кроме того, ТОСы могут получать грантовую поддержку реализации их проектов от республиканского бюджета на конкурсной основе. Проекты обсуждаются и принимаются на сходах или собраниях граждан, проживающих на территории ТОС.
Однако в связи с принятием 5 мая 2014 года Федерального закона № 99 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ТОС со статусом юридического лица приравнен к общественной организации, которая должна установить для своих членов размер регулярного членского взноса, а члены — этот взнос уплачивать. Кроме того, ТОС обязан выплачивать все установленные для общественных организаций налоги и сборы. Фарид Мухаметшин уверен, что закон надо срочно исправлять, выделив ТОСы в особые общественные организации с учетом их роли в развитии территорий и организации взаимодействия власти и общества.

Глава Ульяновска, председатель СМО Ульяновской области Марина Беспалова обратила внимание на то, что в каждом регионе и муниципалитете идет сложный и не всегда эффективный поиск собственного пути вовлечения граждан в местное самоуправление. В этой связи требуется обобщить имеющуюся практику и выработать некие единые подходы к решению данного вопроса. Докладчица рассказала о том, что в Ульяновске реализуется проект «Открытый бюджет», создан механизм независимой оценки регулирующего воздействия для проектов муниципальных НПА.

Власти города взаимодействуют с ТСЖ, советами МКД и ТОСами, поддерживают институт управдомов, как и в других городах и регионах — продят грантовые конкурсы среди этих организаций, которые, в свою очередь, привлекают софинансирование от жителей и спонсоров. По оценке, в этом году на мероприятия, направленные на улучшение качества жизни горожан, активисты жилищного движения и тосовцы привлекли около 20 млн руб.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко согласился с тем, что ТОС — это и есть реальное местное самоуправление, которому необходима поддержка со стороны государства и муниципалитетов. В этой связи государственные уровни власти должны завершить работу по перераспределению полномочий, точно их сформулировать и четко определить источники финансирования. Назрела необходимость пре- доставления муниципалитетам права устанавливать дополнительные местные налоги и сборы, также Вячеслав Тимченко призвал актуализировать принятые еще в 1999 году «Основные положения государственной политики в области развития местного само- управления в Российской Федерации» или же разработать новый аналогичный документ.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель ВСМС Дмитрий Азаров подчеркнул, что 2014 год стал ключевым для местного самоуправления в России в силу создания ряда важных правовых механизмов, позволяющих, с одной стороны, учитывать местную специфику, с другой — вовлекать население в решение местных вопросов. Докладчик отметил роль Совета при Председателе Совета Федерации по местному самоуправлению в процессе уточнения принципов организации местного самоуправления, а также высокую актуальность темы этого заседания.
 

_______________________________________________

 22 апреля 2014 г., г. Москва

Первое заседание Совета состоялось 22 апреля в Московском государственном университете в рамках международной научно-практической конференции «Земские учреждения и МСУ: история и современность» и было посвящено теме «О перспективных направлениях совершенствования законодательства о местном самоуправлении». Провел его председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Президент ОКМО Степан Киричук.

Открывая заседание Совета, Степан Киричук поздравил присутствующих с Днем местного самоуправления и пожелал ученым и практикам при поиске путей совершенствования современной модели местной власти творчески использовать опыт российского земства.

Глава Обнинска, председатель СМО Калужской области Александр Авдеев в своем докладе отметил, что ключевой проблемой является недофинансирование, которое неустранимо механической передачей полномочий с одного уровня на другой в системе публичной власти.

Докладчик также предложил пере- смотреть нормы о муниципальном контроле. В ФЗ-131 за муниципалитета- ми закреплены следующие виды муниципального контроля: дорожный (в отношении автодорог местного значения), жилищный, земельный, лесной, природоохранный (в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения), контроль за про- ведением муниципальных лотерей, контроль на территории особой экономической зоны. Помимо этого муниципальный контроль упоминается в отраслевом законодательстве. Однако ни полномочия, ни допустимые административные процедуры, ни источники финансирования для осуществления муниципального контроля не определены, в связи с чем возникает много судебных тяжб с непредсказуемым исходом.

Глава Финляндского муниципального образования в Санкт-Петербурге, председатель СМО Санкт-Петербурга Всеволод Беликов рассказал о намерениях возглавляемого им совета оказывать методическую помощь в организации местного самоуправления в Севастополе. Также он заметил, что всякий раз, когда речь заходит о совершенствовании законодательства о МСУ, дискуссия «уходит» от главного к частным вопросам. Однако для решения всех проблем в первую очередь требуется системный анализ положения, а он, в свою очередь, приводит к выводу о концептуальных недочетах при формировании законодательства.

Во-первых, федеральное законодательство предельно императивно, тогда как для учета всех местных особенностей целесообразнее сделать его рамочным и перенести «всю тяжесть принятия решения» на уровни региона и муниципалитета. Это позволит повысить ответственность региональных и местных властей за качество и оперативность принимаемых решений. Докладчик привел в пример опыт Санкт-Петербурга, где перечень вопросов местного значения изменяется ежегодно в зависимости от жизненных потребностей и эффективности реализации ранее переданных на исполнение вопросов. При этом еже- годно растут доходы муниципальных бюджетов (в 2014 году консолидированный бюджет муниципалитетов вырос на 22% по сравнению с бюджетом предыдущего года).

Последний тезис доклада Всеволода Беликова был посвящен роли СМО субъектов Федерации, которая должна возрастать, чтобы советы стали партнерами для региональных властей, а единым выразителем идей местного сообщества должен стать Общероссийский Конгресс.

Глава муниципального образования «Ростокино», председатель СМО города Москвы Алексей Шапошников напомнил о том, что ФЗ-131 закрепил за городами федерального значения право определять собственными законами перечень вопросов местного значения и источники доходов мест- ных бюджетов муниципальных образований. Это объясняется необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

Цели и задачи реформы московско- го МСУ: вовлечение жителей и муниципальных депутатов в управление ресурсами городских муниципалитетов, контроль за работой органов исполнительной власти и городских организаций, аккумулирование инициатив граждан и их практическая реализация. Этим целям служит соотношение численности муниципальных депутатов и жителей (на 12 млн москвичей — 1,81 тыс. депутатов), а также компактность территорий избирательных округов.

3аместитель руководи- теля департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области Валентина Дудникова остановилась на кадровых проблемах МСУ: старение кадров в сельских муниципалитетах, уровень зарплат муниципальных служащих, низкая эффективность целевой контрактной подготовки кадров для органов управления. Целевая контрактная подготовка по президентским программам применяется в регионе в течение последних пяти лет за счет средств федерального и регионального бюджетов, однако, во-первых, подготовленные специалисты не возвращаются в сферу управления (а механизмов обязать их это сделать нет), во-вторых, на прежних рабочих местах в органах власти их не ждут.

Итоги заседания подвел Степан Киричук. Он предложил обратить внимание на институт ТОС, запускающий в работу механизмы участия жителей в управлении муниципальным образованием, и изложить опыт Волгоградской области по организации ТОС, а также опыт иных регионов в виде электронного учебного пособия под общей редакцией Николая Максюты. Кроме того, следует про- работать меры по повышению роли СМО субъектов Федерации на региональном, общероссийском и международном уровнях, усилить консультационную и методическую поддержку становления МСУ «российского образца» в муниципалитетах Крыма.
Президент ОКМО также рекомендовал городским округам обратить внимание на опыт расширения полномочий представительных органов МСУ внутригородских муниципалитетов Москвы и Санкт-Петербурга, выразил поддержку законодательной инициативе СМО Москвы по созданию механизмов защиты муниципальных депутатов и служащих от посягательства на их жизнь и здоровье.
 

17 октября 2013 г., г. Москва

17 октября в здании СФ прошло расширенное заседание Совета по местному самоуправлению, посвященное 15-летию ратификации Россией Европейской хартии местного самоуправления. В мероприятии принял участие председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) Хервиг ван Стаа, руководители Общероссийского Конгресса муниципальных образований, региональных органов государственной власти и представители местного самоуправления. Участники обсудили российский опыт становления и развития местного самоуправления на основе заложенных в Конституции РФ и Европейской хартии принципов и положений, а также норм ФЗ-131.

Итоговый пресс-релиз СФ

Фотоотчет

_______________________________________________

18 апреля 2013 г., г. Москва

18 апреля в Совете Федерации состоялось совместное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации и Общего собрания ОКМО, посвященное теме «Подготовка муниципальных кадров: состояние и перспективы». Кроме членов Совета и делегатов Общего собрания в его работе приняли участие члены и сотрудники аппарата Совета Федерации, депутаты и сотрудники аппарата Госдумы, представители Администрации Президента, федеральных органов исполнительной власти, вузов и СМИ. Всего зарегистрировано 145 участников. 


Открывая мероприятие, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что заседание Совета по МСУ проводится совместно с ОКМО уже второй год подряд, что становится «хорошей и очень правильной традицией».
 «Местное самоуправление сегодня становится стержнем масштабных преобразований практически всех сфер жизни общества и государства. Именно поэтому руководством страны значительный упор делается на усиление авторитета муниципальной власти, вовлечение ее представителей в процесс принятия решений и на государственном уровне», — заявила докладчица. В России местное самоуправление является базой для создания кадрового резерва для государственной службы, в законодательстве закреплены механизмы участия муниципалов в отборе кандидатов на посты глав регионов, в повестке дня российского парламента — реализация инициативы Президента России Владимира Путина о расширении перечня выборных муниципальных должностей. 
Кадровый вопрос спикер Совета Федерации назвала одним из ключевых в решении спектра проблем МСУ, однако до недавнего времени федеральные власти не уделяли должного внимания проблеме подготовки и переподготовки муниципальных кадров, что отрицательно сказалось на качестве образования для муниципалов. Требуется создать особую систему подготовки и переподготовки муниципальных управленцев «нового склада мышления», способных решать задачи модернизации экономики и социальной сферы, реформирования бюджетных учреждений и совершенствования системы государственных и муниципальных услуг. В рамках данной системы обучение, повышение квалификации, переподготовка муниципалов должны стать неотъемлемой частью профессиональной муниципальной культуры.
Для решения этой задачи следует активнее внедрять современные практико-ориентированные технологии обучения и информирования муниципалов, в том числе и дистанционные, развивать взаимодействие органов государственной власти регионов, муниципалитетов и их региональных советов с региональными вузами, которые специализируются на подготовке управленческих кадров. Помимо профессиональной подготовки муниципальных кадров следует сформировать полноценную систему местной демократии, опирающуюся на инициативу «снизу», основы которой заложены в ФЗ-131. Валентина Матвиенко призвала муниципалов на деле способствовать возрастанию гражданской активности населения, привлекать людей к решению местных вопросов.
 Валентина Матвиенко также отметила большое значение международного сотрудничества для развития муниципального управления в России, в первую очередь с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. На 24-й сессии КМРВСЕ «состоялся деловой, конструктивный, доброжелательный разговор о демократических преобразованиях в России, возможностях совместной деятельности, о мерах по противодействию последствиям мирового кризиса на местном и региональном уровнях» . Дискуссию с европейскими коллегами планируется продолжить на следующем заседании Совета по местному самоуправлению, которое будет посвящено пятнадцатилетию ратификации Россией Европейской хартии местного самоуправления и десятилетию ФЗ-131.

Статс-секретарь — заместитель министра регионального развития Светлана Иванова в своем докладе подчеркнула актуальность темы совместного заседания: «По завершении этапа реформирования системы местного самоуправления органы МСУ должны не только качественно решать вопросы местного значения, но и работать на перспективу, разрабатывать и внедрять комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований, планы развития территорий. Для реализации таких задач нужны подготовленные специалисты». Сегодня в органах МСУ занято около 718 тыс. человек, из них 482 тыс. — это муниципальные служащие и другие сотрудники местных органов власти, которые ежедневно решают вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения своих муниципалитетов. Высшее образование имеют в среднем 79,9% должностных лиц и муниципальных служащих (по городским округам — 92%, по сельским поселениям — 51%).
По закону осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повыше-ния квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений относится к полномочиям органов МСУ. По данным Минрегиона, соответствующие му-ниципальные программы приняли 3,2 тыс. муниципалитетов (14% от общего количества муниципальных образований). Низкое значение показателя Минрегион объясняет в том числе недостаточностью средств местных бюджетов.
 Регионы России также могут участвовать в подготовке и повышении квалификации кадров для органов МСУ и муниципальных учреждений, и 42 субъекта Федерации утвердили соответствующие целевые региональные программы. Для Минрегиона они пред-ставляют наибольший интерес, поскольку на федеральном уровне поддерживается именно программно-целевой подход к решению стратегических вопросов. 73 субъекта Федерации приняли более 150 нормативно-правовых актов, законов, нормативных актов иного уровня, в рамках которых регулируются механизмы участия региональных органов власти в подготовке и переподготовке кадров для органов МСУ, и в 2012 году за счет средств региональных бюджетов было обучено 62 тыс. муниципалов, расходы составили более 304 млн руб. Лидерами по количеству обученных муниципалов стали Белгородская область, Хабаровский край, Республика Коми, Красноярский край и Вологодская область. В Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, Чечне, Ингушетии, Амурской, Сахалинской, Иркутской областях и Еврейской автономной области региональное финансирование не предусмотрено. Там подготовка муниципальных кадров осуществляется в основном за счет местных бюджетов, а также в ходе семинаров и круглых столов с участием представителей органов государственной власти, имеющих целью разъяснение положений действующего законодательства и выработку единых подходов к решению задач развития территорий. Ивановская, Липецкая, Смоленская и Калужская области субсидируют подготовку муниципальных кадров бюджетам муниципальных районов и городских округов. Удмуртия, Дагестан, Белгородская и Оренбургская области размещают госзаказы на профессиональную переподготовку, повышение квалификации представителей органов местного самоуправления. Планы подготовки муниципальных кадров приняты в Чукотском автономном округе, Свердловской области, Хабаровском и Красноярском краях.
 Светлана Иванова сообщила, что в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» Минрегион планирует в 2014 году осуществить разработку модельной программы субъекта Россий-ской Федерации по подготовке, переподготовке, повышению квалификации лиц, занятых в системе местного самоуправления. Документ будет составлен на основании обобщения лучших региональных практик, и в этой работе министерство рассчитывает на помощь Совета Федерации и ОКМО. Также Минрегионом совместно с Минфином, Минтрудом и Минобрнауки (в рамках исполнения поручений, данных по итогам заседания Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления) разрабатывается законопроект, направленный на совершенствование механизмов подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. В частности, предполагается закрепить возможность подготовки муниципальных кадров за счет средств региональных бюджетов на договорной основе с обязательством последующей работы выпускников в органах МСУ в течение определенного срока. Кроме того, в перечень мероприятий по повышению квалификации планируется включить стажировки.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров сообщил о том, что в 2012 году из региональных и местных бюджетов на мероприятия по подготовке и переподготовке муниципальных кадров, в том числе служащих бюджетных учреждений, было израсходова-но 2,7 млрд руб., всеми формами подготовки были охвачены 541 тыс. человек (в планах на 2013 год — 2,6 млрд руб. и 442 тыс. обученных). Уровень затрат позволяет каждому муниципалу повышать свою квалификацию каждые пять лет. Минфин рассматривает расходы на подготовку кадров как исключительно важное направление, поскольку вложения окупаются ростом эффективности всех остальных расходов. Причем подготовку муниципальных кадров целесообразно организовывать с регионального уровня, «концентрированно, на основе единых стандартов, подходов, действующих в том или ином субъекте Федерации», а органам федеральной власти следует прилагать усилия для того, чтобы координировать эту работу регионов. 
 В рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации регионы получают субсидии, которые в 2013 году составят 148 млн руб. Есть программа по подготовке управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования (объем финансирования — около 1 млрд руб.); она будет продлена до 2018 года, и в нее войдет отрасль культуры. Минфин также предлагает усилить участие отраслевых министерств в формировании профессиональных стандартов и подготовке кадров для своих отраслей. Так, по линии министерства создан канал субсидирования региональных и муниципальных программ реформирования фи-нансов с ежегодным распределением по регионам до 1 млрд руб. Действует и система переподготовки бухгалтеров и работников финансовых органов. 
Важным и недорогим инструментом повышения квалификации могут стать «горячие линии». Эта практика хорошо себя зарекомендовала при внедрении ФЗ-83, и Минфин предлагает применить ее при запуске в работу федеральной контрактной системы.
По мнению Алексея Лаврова, финансовые возможности для организации системы подготовки муниципальных кадров существуют, проблема — в обеспечении максимально эффективного использования этих средств и наполнении всех образовательных программ «актуальным, конкретным, проверяемым результатом».

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов поздравил участников не только с наступающим Днем местного самоуправления, но и с Днем российского парламентаризма (который — также впервые — будет отмечаться 28 апреля) и рассказал о развитии МСУ в Москве. Сейчас в столице 125 административных муниципальных округов, 12 административных городских округов и 19 административных поселений. Недавно присоединенным муниципалитетам гарантировано сохранение полномочий, а полномочия старых внутригородских муниципалитетов расширены: депутаты представительных органов будут отныне сами принимать решения о последовательности направления денежных средств на ремонт подъездов, домов, спортивных площадок, о строительстве социальных сооружений площадью до 1,5 тыс. м2, а также заслушивать отчеты о деятельности глав районных управ и инициировать досрочное прекращение их полномочий, выносить суждения о работе руководителей поликлиник, больниц, школ, а также — в соответствии с федеральным законодательством — о работе органов внутренних дел.
Сейчас в Москве насчитывается 3918 муниципальных должностных лиц и служащих. В соответствии с законом города Москвы от 2008 года (в редакции 2013 года) «О муниципальной службе в городе Москве» повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Аттестационная комиссия под председательством председателя Мосгордумы ведет мониторинг состояния кадров, координирует экспертную и научную работу, содействует распространению лучшей практики управления.

Мэр Омска Вячеслав Двораковский рассказал о ряде городских программ, направленных на решение кадровых вопросов. Так, с 2009 года с целью создания единого поля для взаимодействия муниципальной власти и горожан в Омске реализуется программа повышения уровня правовой культуры. Программа предусматривает проведение обучающих лекций и семинаров, организацию встреч, общественных дискуссий и консультаций, подготовку просветительских материалов для СМИ, включая телевидение и интернет-издания. В рамках программы депутаты городского совета организовали для населения юридические консультации, в пяти округах города с привлечением опытных муниципальных служащих, профессоров и студентов юридических факультетов созданы юридические клиники, где граждане получают помощь в оформлении документов и решении других вопросов. После работы в такой клинике студенту предлагается пройти стажировку в органах МСУ, в ходе которой определяется его профессиональная и психологическая пригодность для работы в органах муниципального и государственного управления (успешные стажеры зачисляются в кадровый городской резерв). Эффект от реализации программы имеет комплексный характер: повышение эффективности деятельности органов МСУ, правовое просвещение населения, качественный рост гражданского участия в решении вопросов местного значения и снижение количества мер прокурорского реагирования по жалобам граждан (для сравнения: в 2009 году по обращению населения прокуратурой вынесено 43 протеста, а в 2012 году — всего четыре).
 На базе вузов города (в рамках целевой программы развития ТОС) организовано десятимесячное обучение гражданских активистов, действуют десяти- и одиннадцатимесячные курсы подготовки муниципальных служащих по вопросам управления жилищным и коммунальным хозяйством и взаимодействия с управляющими компаниями, с 2011 года работает городская «Школа управдома», где на средства региональных и городских грантов обучаются представители собственников дома, старшие по домам, инициативные чле-ны комитетов ТОС и граждане. «Ноу-хау» Омска — работа по актуализации социального потенциала пожилых людей для нужд развития города и региона. Кафедра социальной работы, педагогики и психологии Омского госуниверситета реализует проект «Народный факультет» для обучения населения зрелого возраста. За шесть месяцев слушатели изучают 35 дисциплин, необходимых для участия в решении вопросов местного значения: от основ местного самоуправления и управления в ЖКХ до работы на компьютере. 
В завершение Вячеслав Двораковский с сожалением отметил, что при решении вопросов управления юридическая и экономическая составляющие перевешивают морально-этическую, что приводит к формализму в отношении управляющих компаний и ряда чиновников к населению.

Директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов напомнил о том, что основы единой системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления на федеральном уровне были заложены в 2005 году Академией народного хозяйства и ОКМО . В настоящее время эта система не функ-ционирует полноценно в связи с недостаточностью правовой базы, финансирования и координации. Отсутствуют законодательно закрепленные квалификационные требования к должностям муниципальной службы (есть только общие требования к государственной и муниципальной службе), нет квалификационных требований к специалистам по подготовке муниципальных кадров, практически ни в одном вузе нет отдельной, как в Северо-Западном институте управления, кафедры муниципального управления — только «государственного и муниципального управления». Финансирование ведется через различные источники, средства распыляются, а многие программы подготовки требуют актуализации или слабо ориентированы на действующую практику. Что же касается координации, то докладчик предложил возобновить регулярную работу Общероссийского совета муниципальной службы, который и создавался для решения соответствующих задач. Следует также подготовить государственный заказ на комплексную программу развития муниципальных образований и подготовки кадров для них, как это было сделано в Санкт-Петербурге и над чем сейчас работает Ленинградская область. В рамках программы предлагается разработать и использовать электронный симулятор, имитирующий управление муниципальным образованием, для отработки практических вопросов жизнеобеспечения территории.

По данным, которые огласил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, высшее образование в сфере государственного и муниципального управления предоставляют более 270 российских вузов и более 200 вузовских филиалов. В 2012 году было 85 тыс. студентов, обучающихся по данной специальности, из них 30 тыс. студентов (35%) обучались по программам подготовки бакалавров и 1671 (2%) — по программам магистратуры. К 2020 году планируется увеличить долю магистров до 10%. По мнению докладчика, система «бакалавр — магистр» дает большую свободу для реализации заказа от профессиональных сообществ в части совершенствования образовательных стандартов. Ведущим вузам России предоставлена возможность создавать собственные образовательные стандарты и, соответственно, реализовывать на их основе собственные образовательные программы.
 Докладчик кратко рассказал о важных новеллах нового закона об образовании. Закон позволяет ввести так называемое сетевое и модульное обучение, то есть включает в еди-ную систему вузы, учреждения среднего и среднего специального образования. Законный статус получили электронные и дистанционные формы обучения в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Наконец, вузы получили возможность создавать свои базовые кафедры на промышленных предприятиях, в научных и иных организациях. 
В части подготовки муниципальных кадров сформулированы три задачи, к решению которых Минобрнауки приглашает муниципальное сообщество: точно определить и спрогнозировать потребность в соответствующих кадрах, определить квалификационные требования к муниципальным кадрам по разным специализациям, более эффективно использовать инструменты целевой подготовки, целевого приема и целевой контрактной подготовки. Особенно эффективной заместитель министра считает целевую контрактную подготовку, когда студенты второго и третьего курсов (в отношении мотивации и успеваемости которых уже есть точное понимание) заключают контракты на целевое обучение с органами государственной и муниципальной власти.

Исполнительный директор СМО Новосибирской области Валентина Дудникова отметила необходимость практически обоснованной, системной и непрерывной работы по повышению профессионализма муниципальных кадров. В Новосибирской области применяется методика определения потребности в обучении муниципальных кадров, исходя из которой выделяется финансирование, приняты необходимые нормативные правовые акты (в их числе — закон о полномочиях органов государственной власти по взаимодействию с советом муниципальных образований, которым также урегулированы вопросы повышения профессионального уровня муниципальных кадров). Региональные органы власти оказывают СМО информационную, организационную и методическую помощь, предоставляют субсидии на реализацию образовательных и методических мероприятий. СМО Новосибирской области разрабатывает и выпускает сборники рекомендаций по решению муниципальных вопросов, справочники и пособия для органов МСУ. Издания пользуются популярностью у коллег из других регионов, а пособие по организации работы контрольно-счетных органов муниципальных образований одобрено Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ. 
 Совет муниципальных образований — «это гибкий субъект гражданско-правовых отношений», поэтому он, по мнению выступающей, может непосредственно организовывать обучение муниципалов. Администрация, губернатор и правительство Новосибирской области обеспечивают постоянное участие членов СМО в процессе обучения должностных лиц, в том числе на выездных семинарах-практикумах, проходящих в муниципальных образованиях области. Всего за 2010–2012 годы при активном участии СМО обучено 2720 муниципалов, в 2013 году за счет региональных субсидий СМО планирует обучить порядка 1300 человек, замещающих выборные муниципальные должности. Для организации непрерывного процесса подготовки и оказания методической помощи планируется создание постоянно действующих районных методических центров, а для обучения муниципального резерва запущен проект «Школа муниципального управления».
Валентина Дудникова отметила, что ключевым условием развития системы подготов-ки муниципальных кадров является активное партнерское взаимодействие между основ-ными заинтересованными сторонами: органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органами местного самоуправления, советами муниципальных обра-зований и образовательными учреждениями. В таком партнерстве координирующая роль отведена региону, который передает часть своих координирующих функций совету муни-ципальных образований.

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев рассказал о том, какие комплексные меры содействия росту профессионализма муниципальных служащих применяются в городе. Система поощрения за качественную работу служащих включает все формы: повы-шение по службе, премирование, награды различных уровней. Прием новых сотрудников на службу осуществляется на конкурсной основе, для стратегически важных и руководящих должностей требуется высшее образование, и 96% служащих в Набережных Челнах таковое имеют. 
 Важный инструмент повышения профессионализма муниципальных служащих — регулярное аттестационное обследование, и не всем служащим удается с первого раза вы-полнить задания. От муниципальных служащих требуется не только знание законодательства о местном самоуправлении и городской нормативной базы, но и навыки пользования компьютером, владение современными формами интернет-коммуникаций. Приветствуется ведение журналов в социальных сетях и блогов, которые являются важными площадками диалога с населением. «Я веду блог, — сказал Василь Шайхразиев, — у меня за короткое время более двух миллионов посещений, 35 тысяч комментариев… В городе такая молва — если какой-то вопрос не решается, жители заявляют: “Мы напишем в блог мэра города”. Им сразу говорят: “Только не пишите, мы этот вопрос решим”».
 С целью организации качественного повышения квалификации город заключил соглашения о взаимодействии с четырьмя городскими вузами. Преподаватели и эксперты вузов участвуют в организации и проведении курсов повышения квалификации и в работе аттестационной комиссии. В 2012 году свою квалификацию повысили 123 муниципала, в 2013 году запланировано повышение квалификации 130 муниципальных служащих. Соглашения работают и в обратном направлении: студенты вузов по профильным специальностям проходят стажировку в органах МСУ и муниципальных учреждениях. Подготовка муниципальных кадров, можно сказать, начинается со школьной скамьи: в городе работает городская дума учащихся средних школ. В процессы управления городом вовлекаются также пенсионеры, для которых работает «Институт третьего возраста». Наконец, большую роль в развитии муниципальных кадров играют республиканские конкурсы муниципальных служащих.

Подводя итоги дискуссии, Валентина Матвиенко заявила, что вопросы подготовки муниципальных кадров Совет по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации должен взять под свой контроль. Отметив «разночтения» в цифрах по количеству обученных и выделенных средств, отсутствие стандартов и квалификационных требований в подготовке кадров для органов МСУ, Председатель Совета Федерации поддержала предложения выступающих о необходимости создания единой государственной системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих. Координация этой работы входит в сферу ответственности Минрегиона и Минобрнауки.

Заседание завершилось вручением наград. За многолетний и добросовестный труд и большой вклад в укрепление местного самоуправления благодарностями Председателя Совета Федерации награждены председатель СМО Санкт-Петербурга Всеволод Беликов, председатель СМО Республики Татарстан Минсагит Шакиров, председатель СМО Став-ропольского края Алексей Поляков.
Вручив награды, Валентина Матвиенко поздравила участников совместного заседания с наступающим Днем местного самоуправления.
 

 

 

20 апреля 2012 г., Москва

Состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации по теме «Многообразие муниципальной жизни в регионах России: законодательство, теория, практика». Это было первое заседание совета, принципиально изменившего свою структуру и состав участников1. В состав модернизированного совета входят действующие представители трех уровней власти – федерального, регионального и муниципального. С этим связана трансформация совета из «экспертной площадки» в «переговорную площадку» для поиска взаимоприемлемых для всех сторон предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере местного самоуправления.
Не случайно в расширенном заседании Совета приняли участие представители региональных советов муниципальных образований, являющихся такими же «переговорным площадками» для организации диалога региональной и местной власти в субъектах РФ. В соответствии со ФЗ-131 аналогичную роль на федеральном уровне выполняет Общероссийский Конгресс муниципальных образований. Данное мероприятие положило начало системному взаимодействию Совета по МСУ при руководителе «палаты регионов», как иногда именуют Совет Федерации, и ОКМО, как «палаты местных властей».

Открывая заседание совета, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко указала на важную роль городов в становлении российской государственности, создании таких исторических форм народовластия, как вече, народные сходы и земства. Валентина Матвиенко отметила, что Конституция России оставляет открытым вопрос о выборе модели местного самоуправления, предусматривая учет местной специфики и многообразие форм организации и реализации МСУ. Обращаясь к своему опыту руководства Санкт-Петербургом, она вспомнила, как «было непросто выстроить оптимальный баланс взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления таким образом, чтобы вопросы муниципального уровня решались эффективно, но не в ущерб общегосударственным функциям». В настоящее время обострилась полемика вокруг путей дальнейшего развития МСУ, возобновилась критика ФЗ-131. По мнению докладчицы, главным недостатком закона является унификация форм организации МСУ на всей территории РФ, не учитывающая местные особенности.
Валентина Матвиенко так определила ближайшие приоритеты в работе Совета при Председателе Совета Федерации по МСУ:

 • повышение авторитета МСУ (включая закрепление нормы об обязательном учете мнения депутатов представительных органов МСУ при выдвижении кандидатов в главы регионов);
• решение вопросов территориальной организации МСУ таким образом, чтобы органы МСУ оставались в пределах шаговой доступности для граждан, а сами муниципалитеты были готовы самостоятельно и качественно предоставлять услуги населению;
• уточнение круга полномочий органов МСУ в контексте децентрализации и с соблюдением главного принципа, гласящего, что «полномочия необходимо передавать тому уровню власти, где они будут исполнены наиболее эффективно»;
• законодательное закрепление передачи на муниципальный уровень части поступлений от федеральных и региональных налогов и сборов (прежде всего, от деятельности малого и среднего бизнеса), расширение перечня муниципальных налогов (введение местного налога на недвижимость с механизмами социальной защиты малоимущих и пенсионеров), развитие системы грантовой поддержки муниципалитетов;
• поиск таких решений муниципальных проблем, которые было бы возможно применять с учетом индивидуальных особенностей каждого муниципалитета;
• прочная увязка процесса передачи полномочий с бюджетным процессом.

Сегодня лишь 2,5% муниципалитетов могут обеспечивать собственными доходами исполнение своих расходных обязательств, при этом органы МСУ предпринимают недостаточно усилий для того, чтобы повысить сборы от закрепленных за ними налогов, а на других уровнях власти лишь констатируется финансовое неблагополучие муниципалитетов. Владимир Путин в статье «Демократия и качество государства» особо подчеркнул, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными». «Мы с вами должны взять эту программную установку… подготовить серьезные, системные, конкретные предложения и, не откладывая, их реализовать, — призвала Валентина Матвиенко. — Это, безусловно, потребует изменения и Бюджетного кодекса, и Налогового кодекса, но, в конце концов, надо на это идти». Новая налоговая политика должна быть дифференцированной по отношению к муниципалитетам разного уровня социально-экономического развития: крупным городским округам должно быть предоставлено больше самостоятельности, а малым городам и сельским территориям — увеличен объем государственной поддержки. «Нельзя возлагать на руководство муниципалитетов ответственность за социально-экономическое развитие, не дав им соответствующих полномочий, а главное, не обеспечив эти полномочия стабильными источниками финансирования. Я полагаю, что Россия сегодня находится на том этапе развития, когда уже не надо бояться децентрализации полномочий».

Кроме того Валентина Матвиенко подчеркнула: «Ключевой вопрос, который сегодня должен стоять на повестке дня, — это подготовка кадров для работы в муниципальных органах власти». Говоря об «инструментах» этой работы, Председатель Совета Федерации отметила роль официального печатного органа ОКМО - журнала «Муниципальная Россия»: «… Это действительно очень хороший методический журнал, и надо его активно использовать в работе, чтобы все муниципалитеты были вооружены таким журналом».

Заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов в начале своего выступления сообщил о том, что 4 апреля было подписано соглашение о взаимодействии между Минрегионом РФ и ОКМО, которое закрепило механизмы сотрудничества, начавшегося в 2006 году.
Как естественный он охарактеризовал процесс объединения муниципальных образований, число которых сократилось с 24,5 тыс. до 23 319: сейчас в стране 517 городских округов, 1822 муниципальных района, 18 852 сельских поселения, 1712 городских поселений и 236 внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга. Все модели МСУ, предусмотренные в ФЗ-131, реализуются в практике российского муниципального управления. В 256 муниципальных районах представительный орган формируется из глав и депутатов поселения, в 94 поселениях полномочия представительного органа реализуются сходом граждан. 54% глав муниципалитетов избираются населением, 46% — представительным органом из своего состава. В России 235 000 депутатов муниципальных представительных органов, 4774 сити-менеджера.
Минрегион в настоящее время рассматривает перспективы увеличения перечня выборных муниципальных должностей. Возможно, будут введены выборы главы контрольного органа муниципального образования и (или) руководителей муниципальных предприятий, и муниципалам стоит высказаться по этому поводу.
Как далее сообщил Роман Панов, Минрегион поддержал предложения Минфина РФ по укреплению муниципальной доходной базы, однако следует обсудить с муниципальным сообществом ряд аспектов. В частности, Минфин предлагает отменить единый налог на вмененный доход и перейти на патентную систему. Это приведет к тому, что почти 400 тыс. юридических лиц будут платить налоги по «упрощенке», а эти доходы зачисляются в региональные бюджеты.
Обсуждается перспектива закрепления за местными бюджетами части доходов от налога на прибыль для стимулирования их к поддержке малого и среднего бизнеса. Минрегион также намерен закрепить в бюджетном законодательстве норму о зачислении штрафов за нарушение муниципальных правил благоустройства в местные бюджеты. В Госдуме проходит процесс принятия закон о внесении изменений в ФЗ-131, разработанный Минрегионом. Поправками предлагается запретить возложение на муниципалитеты обязанности предоставлять теплоснабжающим организациям компенсацию межтарифной разницы, которая возникла вследствие установления органами государственной власти субъектов Федерации экономически необоснованных тарифов на тепловую энергию. Министерство выступило с инициативой совершенствования избирательного законодательства с целью предотвратить искажение воли избирателей в малых муниципалитетах. Наконец, подготовлен и согласован в Правительстве пакет законопроектов, направленных на упорядочение правового регулирования отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов МСУ (это касается и прокуратуры, и иных уполномоченных контрольно-надзорных органов).

Председатель правительства Республики Дагестан Магомед Абдуллаев поделился опытом организации МСУ в Дагестане. До принятия ФЗ-131 в Республике Дагестан были представлены три формы организации МСУ: главы отдельных районов назначались Госсоветом, или избирались муниципальным представительным органом, или избирались населением. Общество предпочитало третий вариант, а ряд муниципальных лидеров — второй, при этом выявлено, что форма организации сама по себе не влияет на качество управления территорией и на качество общественного контроля.
Для насыщения местных бюджетов финансами докладчик предложил передать на муниципальный уровень 100% доходов от НДФЛ, от 50 до 100% доходов от налога на имущество юридических лиц. Большие возможности могут открыться перед муниципалитетами, если они смогут привлечь инвесторов в развитие экономики, но для этого они должны подготовить инвестиционные площадки, что при нынешней системе межбюджетных отношений, предполагающей только функционирование, а не развитие, очень непросто. «Муниципалитеты должны иметь бюджеты развития, чтобы предлагать готовые привлекательные площадки для потенциальных инвесторов… Местное самоуправление должно быть в состоянии создавать дополнительные условия по стимулированию экономики с учетом макроэкономической политики государства».
Докладчик призвал федеральные власти установить особые, индивидуальные налоговые и бюджетные режимы для быстрорастущих городов. Следует закрепить в законе особый статус городских агломераций, расширить их публичные функции, вернуть полномочия по социальной защите, здравоохранению, организации занятости населения, тогда как в отношении депрессивных территорий целесообразно продумать особую систему мер государственной поддержки.
Магомед Абдуллаев также отметил необходимость предоставления местным властям права оценивать эффективность деятельности государственных органов и служб, функционирующих на муниципальной территории.

Заместитель министра экономического развития РФ Александра Левицкая начала свое выступление рассказом об участии Минэкономразвития в полемике по вопросам децентрализации властных полномочий. Чтобы предотвратить дисбаланс полномочий и доходных источников, она предложила проводить реформу поэтапно, определив критерии перехода от одного этапа к другому.
Как напомнила докладчица, министерство давно ведет работу по организации системы поддержки малого и среднего бизнеса, благодаря чему в 2011 году удалось создать и сохранить более 37 тыс. рабочих мест. К настоящему моменту соответствующие муниципальные программы разработаны в 40 субъектах РФ, уровень федеральной поддержки этих программ превысил 1,7 млрд руб. В 2012 году планируется увеличение суммы поддержки, а средства будут распределяться по результатам конкурса.
Серьезным показателем муниципальных усилий по поддержке малого и среднего бизнеса Минэкономразвития считает предоставление муниципального имущества в аренду на льготных условиях и с правом последующей приватизации. Под руководством министерства сформированы публичные реестры муниципального имущества, которое может быть предоставлено предпринимателям в льготную аренду.
Происходит перераспределение прав собственности. В целом с 2004 года из федеральной собственности регионам передано более 150 тысяч объектов федерального имущества, в муниципальную собственность — около 70 тысяч объектов. (Есть и встречный поток, но он более слабый — муниципалитеты передали государству около 30 тысяч объектов из муниципальной собственности). Уже наработана практика по передаче неиспользуемых федеральных земельных участков через правительственную комиссию и Фонд содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов Федерации. Предлагается расширить перечень случаев, при которых федеральная собственность обязательно должна передаваться регионам или муниципалитетам (соответствующий законопроект проходит чтения в Госдуме).
Но передаваемое имущество зачастую не вовлекается в рынок, «замораживается», тогда как органы власти должны не столько передавать друг другу, сколько приватизировать имущество, за исключением того, которое им необходимо для исполнения полномочий. (В связи с тем, что около 50% переданных субъектам Федерации земельных участков было законсервировано, Минэкономразвития даже предлагает принять норму, ограничивающую срок нахождения переданных, а потом законсервированных участков в собственности субъектов Федерации). Доходы от приватизации муниципального имущества министерство рассматривает как средство укрепления местных бюджетов: в 2011 году поступления от приватизации муниципального имущества составили около 25 млрд руб.
Министерство также продолжит работу по созданию правовых условий наделения муниципалитетов правом распоряжаться землей, полномочия по распоряжению которой не разграничены, землей, закрепленной за федеральными структурами, но не используемой по прямому назначению, по передаче регионам и муниципалитетам объектов культурного наследия и разграничению собственности на памятники истории и культуры..
В то же время, по мнению Минэкономразвития, значение имеют не только доходы, но и кадры. «Очень важно, чтобы муниципальные образования, получая определенные доходные источники, имели еще соответствующие кадры, и в первую очередь в финансовом блоке, которые бы работали с этими доходными источниками соответствующим образом». По мнению докладчицы, требуется организовать систему подготовки квалифицированных, знакомых с современными методами финансового и бюджетного управления специалистов по муниципальным финансам.
Чрезвычайно важным Минэкономразвития считает развитие жилищной политики и формирование комфортной среды проживания и жизнедеятельности граждан (в этом вопросе оно полностью солидарно с Минрегионом). Муниципалитеты должны повысить качество территориального планирования, что необходимо, помимо прочего, и для создания привлекательных инвестиционных площадок. Требуется провести серьезную работу по устранению административных барьеров для бизнеса на всех уровнях публичной власти, в частности, на федеральном уровне предлагается четко определить и сделать закрытым перечень согласовательных процедур по инвестиционным проектам.
В завершение доклада Александра Левицкая сообщила о ходе создания российской сети многофункциональных центров. В настоящий момент в стране действует более 650 МФЦ, в 2012–2013 годах запланировано создать примерно столько же. Таким образом, к 2014 году во всех муниципальных районах и городских округах будут свои МФЦ.

Председатель СМО Санкт-Петербурга, глава внутригородского муниципального образования «Финляндский округ» Всеволод Беликов с удовлетворением отметил, что государство признало зависимость социально-экономического положения населения от эффективной работы органов МСУ. Однако на региональном уровне согласие еще не достигнуто. Есть регионы, где власти работают с советами муниципальных образований сообща и добиваются высоких результатов, а есть и случаи отказов в поддержке.
Докладчик рассказал об опыте работы СМО Санкт-Петербурга по внедрению механизма мониторинга социально-экономического развития муниципалитетов, для чего разработана система оценки деятельности местных властей по 138 показателям. Исходя из рейтинга муниципалитетов в системе оценки, СМО формирует рекомендации региону о выделении субсидий на реализацию вопросов местного значения. Помимо применения такого рода бюджетных поощрений эффективной деятельности муниципальных руководителей, есть предложение ввести и государственную награду «За развитие местного самоуправления Российской Федерации».
«Мы в Общероссийском Конгрессе муниципальных образований пытаемся взять на постоянный мониторинг проблематику органов МСУ, но мы не только будем собирать проблемы, мы будем искать оперативно способы решения этих проблем. Я надеюсь, что Совет по МСУ при Председателе Совета Федерации поможет нам в этом плане и оперативно будет закрывать вопросы, в первую очередь правового регулирования».
Всеволод Беликов также обозначил проблему баланса между исполнительной и представительной властями в муниципалитетах, а инициативу одного из губернаторов, выступившего за то, чтобы работа председателей представительных органов осуществлялась полностью на общественных началах, расценил как нарушающую равновесие. По его мнению, роль представительного органа и депутатского корпуса «как того отряда, который нам нужен для формирования гражданского общества, гражданских инициатив и решения многочисленных задач, в том числе и в борьбе с коррупцией», еще не вполне оценена.

Председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, судя по уменьшению потока обращений от граждан, предположил, что население стало чаще взаимодействовать с муниципалитетами — яркий признак того, что МСУ в Татарстане состоялось.
Выступающий сказал, что давно ждет, когда будут пересмотрены Бюджетный и Налоговый кодексы с целью перераспределения финансовых полномочий между всеми уровнями власти в России. Однако реализовать децентрализационные новеллы законодательства смогут лишь подготовленные кадры. В Татарстане действует программа подготовки муниципальных служащих и депутатов представительных органов, однако в этом вопросе требуется поддержка государства.
Среди вопросов, которых коснулся Фарид Мухаметшин, отметим тему организации системы предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей. В Татарстане на учете состоит более 11 тыс. таких семей, и вопросы по выделению земельных участков решаются, однако надо готовить коммунальную, транспортную, социальную инфраструктуру вокруг участка, решать вопросы с финансированием самого строительства — это большие затраты, для которых следует определить возможные источники финансирования. Фарид Мухаметшин обратился к коллегам и представителям государства с просьбой рассказать о положительном опыте такой работы, осветить ее правовые аспекты. Подготовленные материалы будут опубликованы в журнале «Муниципальная Россия», о котором, кстати, Фарид Мухаметшин высказался отдельно: «Я — председатель парламента Республики Татарстан, тем не менее для меня он — настольная книга». Подписку на журнал в Татарстане оформили для всех муниципалитетов Республики.

Председатель Омского городского совета Вячеслав Двораковский начал свое выступление с диспропорции в получении субсидий бюджетом Омска и бюджетами иных муниципальных образований Омской области. Омск получает региональную субсидию из расчета 1100 руб. на душу населения, у других муниципалитетов этот показатель составляет почти 7000 руб. Так что если в 1998 году бюджет Омска составлял 47% от областного бюджета, то в настоящий момент — только 18%, хотя 70% доходов области формируется на территории городского округа.
Далее он отметил проблему финансирования капремонта. В Омске ремонта требуют 2500 многоквартирных домов, а сам ремонт проводится с использованием средств, выделенных по программе Фонда ЖКХ. Эти средства подходят к концу, а сделать еще предстоит многое. Наблюдая обветшание жилья, жители, пользуясь статьей 16 закона о приватизации, обращаются в суд со своими требованиями. Вынесено 200 судебных решений, и еще 70 исков находятся на рассмотрении. В результате на проведение ремонтов в текущем году потребуется 1 млрд руб., «а в 2013 году и того больше, в общем, лавина нарастает». Собственными силами город отремонтировать дома не в состоянии, а привлечь бывшего собственника (государственные учреждения) к участию в ремонте не представляется возможным. Вячеслав Двораковский делает вывод, что федеральное финансирование капремонта прекращать нельзя.

Глава Черняховского городского поселения Калининградской области Андрей Наумов сообщил, что схема, введенная в действие ФЗ-315 (совмещение функций администрации муниципального района и райцентра) в Калининградской области внедрялась в приказном порядке, через административное влияние на муниципальных депутатов. Одновременно идет процесс образования из районов и поселений городских округов, и перед муниципальным активом поселений нависает угроза стать зависимыми структурными единицами в составе городских округов.

В завершающем прения выступлении заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров отметил, что классический подход к законотворческой работе требует от законодателя опираться на жизненные реалии. На основании прозвучавших выступлений будут выработаны рекомендации органам государственной власти и сформирован перечень протокольных поручений. Таким образом, все прозвучавшие мысли и сделанные предложения имеют шанс превратиться в законодательные инициативы или, по крайней мере, дать импульс поиску отмеченных проблем.

 

 1 Положение о Совете и его состав были утверждены 18 апреля 2012 года Распоряжением Председателя СФ от 18 апреля 2012 года № 112рп-СФ. Подробнее см.: http://www.council.gov.ru/leaders/president/organs/item20.html