Главная Поиск E-mail

Раздел: Публикации

ЖУРНАЛ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ РОССИЯ»

 
 
Общероссийский Конгресс муниципальных образований выпускает профессиональное издание, посвященное проблематике местного самоуправления – журнал «Муниципальная Россия». В журнале публикуется актуальная информация по вопросам деятельности муниципалитетов, практические рекомендации экспертов и примеры успешного решения муниципальных проблем. Кроме того, журнал является дискуссионной площадкой для обсуждения злободневных тем и выработки рекомендаций для корректировки федерального и регионального законодательства.

Журнал издается ежемесячно и распространяется по подписке. 

2015

  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

    «Муниципальная Россия», № 1 (февраль), 2015 

Исключить слова «не могу» и «не умею»!
Президент ОКМО Степан Киричук — о необходимости научиться работать с гражданской инициативой, развитии федерального законодательства о МСУ и реализации Конгрессом его статуса единого общероссийского объединения муниципальных образований.
 
Муниципальная приемка государственной оценки 
В соответствии с обращением директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Юлии Лещевской исполнительная дирекция провела опрос советов муниципальных образований с целью оценки разработанного Минэкономразвития проекта методических указаний о государственной кадастровой оценке. Материалы по теме предоставили советы муниципальных образований семнадцати субъектов РФ. Данные опроса были переданы в Минэкономразвития.
 
Стихия народной инициативы регулируется тоже стихийно
СМО тридцати субъектов Федерации участвовали в опросе исполнительной дирекции ОКМО по актуальным проблемам организации и деятельности ТОС, требующим законодательного решения. Предложения из регионов были направлены Конгрессом в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для использования в законотворческой работе и при подготовке научно-практической конференции «ТОС: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития», которая состоялась 2 декабря 2014 года.
 
Непростой выбор
По инициативе СМО Республики Татарстан проведен опрос об опыте участия советов муниципальных образований в местных избирательных кампаниях. Аналитическая записка подготовлена на основе информации, поступившей от советов муниципальных образований восемнадцати субъектов РФ.
 
Совет, ориентированный на результат
Интервью с исполнительным директором СМО Ростовской области Виктором Ляховым. «Вестной палаты рассматривают земельно-имущественное направление, об этом всем известно, люди заранее готовя вопросы и презентации своего опыта. В июне – направление по благоустройству, ближе к осени они рассматривают вопросы ЖКХ, а осенью – бюджеты, налоги и межбюджетные отношения».
 
Минэкономразвития — о проблемах применения закона о контрактной системе
Исполнительной дирекцией ОКМО выявлен ряд проблем в реализации ФЗ-44 на уровне поселений, о чем Конгресс сообщил в заинтересованные федеральные органы государственной власти. В выпуске опубликован ответ за подписью директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максима Чемерисова, в котором сообщается о планах министерства по совершенствованию закона. 

Перспективные направления совершенствования форм участия населения в осуществлении МСУ в РФ
Итоговое решение Совета при Председателе Совета Федерации по местному самоуправлению.
 

Цена земли
5 февраля в Минэкономразвития состоялось совещание, посвященное обсуждению проекта методических указаний о государственной кадастровой оценке, которое провела директор Департамента корпоративного управления Юлия Лещевская. Также участники обсудили вопросы создания механизмов муниципального участия в оценочной деятельности. В качестве представителя Конгресса в работе совещания участвовал член Президиума, председатель СМО Красноярского края Эдхам Акбулатов.

«Беспокоит бесконтрольность оценочной деятельности»
Комментарий участника совещания в Минэкономразвития — члена Президиума ОКМО, председателя СМО Красноярского края, главы города Красноярска Эдхама Акбулатова.           
 

Бизнес оценил муниципалитеты
Всероссийский форум «Бизнес-успех» состоялся 4–5 февраля в Общественной палате РФ. Половина его мероприятий была посвящена вопросам муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса, выработке предложений по реализации антикризисного плана Правительства России, внедрению современных управленческих технологий (проект-менеджмент, бизнес-планирование и т.д.) в практику муниципального управления. В выпуске рассказано о «муниципальной» части форума.
 
Д. Махонькин. Как очистить город от яда
Руины Ангарского металлургического завода, который выпускал белый и серый мышьяк с 1934 по 1949 годы (а потом его попросту бросили за ненадобностью и без какой-либо консервации), долгое время были «визитной карточкой» Свирска. Органы местного самоуправления Свирска в течение многих лет демонстрировали твердую волю сохранить город для будущего развития и стали цементирующим элементом во взаимодействии всех участников проекта по ликвидации АМЗ. Благодаря совместным согласованным и последовательным усилиям местных, региональных и федеральных органов власти и представителей отечественной прикладной науки удалось очистить город от яда.
 
«Зато мы делаем ракеты»
Репортаж с круглого стола «Практики стратегического планирования: кейсы закрытых городов», который прошел в рамках XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегий, обновление смыслов» в октябре 2014 года.

Все вопросы решаемы, если у людей есть работа
Глава ЗАТО Железногорск Красноярского края Вадим Медведев делится своим опытом использования «закрытости» в интересах развития.
 

Комитет гражданских инициатив взялся за ТОСы
28 января в Комитете гражданских инициатив (Фонд Кудрина) прошел круглый стол по проблемам и перспективам развития ТОС, в ходе которого был впервые представлен образовательный проект ОКМО по созданию Электронного муниципального сетевого университета и первый образовательный дистанционный продукт — «Территориальное общественное самоуправление».
 
Бюджет в картинках
Интервью с координатором проекта Комитета гражданских инициатив «Открытый бюджет» Евгенией Тимохиной. «В принципе любой муниципалитет может легко присоединиться к нашему проекту, при этом от него никаких усилий или больших затрат не требуется».
 
«Скажи, председатель, кому мы нужны?»
В подмосковном сельском поселении «Совхоз имени Ленина» прошел первый съезд сельских депутатов и фермеров «Федеральный сельсовет». Официальная цель съезда — обсудить ход выполнения поручения Президента России о проработке и утверждении долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года. Неофициальная — сообща выработать меры по спасению российских деревень и сел и сельского населения от вымирания.
 
В. Рогов. Критерии для выдвижения кандидатов на местных и региональных выборах
Одним из приоритетных направлений деятельности Конгресса местных и региональных властей Совета Европы являются миссии по наблюдению за муниципальными выборами. Опубликован доклад, подготовленный Вячеславом Роговым и главой Одесского областного совета Алексеем Гончаренко и представленный 17 ноября на заседании Комитета по управлению в Брюсселе.
 
Мониторинг принятия в субъектах РФ законов, направленных на реализацию положений ФЗ-136.
При определении порядка формирования представительного органа муниципального района регионы разделились, а решая о порядке замещения должности главы муниципального образований, большинство регионов делали выбор в пользу опосредованной формы.
 
Рейтинг даром не дается
Инструменты городского измерения — рейтинги — были представлены вниманию участников «Форума стратегов» в октября 2014 года в Санкт-Петербурге.
 

 

  «Муниципальная Россия», № 2 (март), 2015  

Стратегия для Конгресса
Обращение Степана Киричука к членам ОКМО в преддверии Общего собрания членов Конгресса. Президент определил пять задач организации на ближайшее время.

 
Где учиться лучше?
ОКМО открывает набор на курсы Электронного муниципального сетевого университета. О новом учебном заведении и его образовательных продуктах рассказывает в своем интервью исполнительный директор ОКМО Виктор Панкращенко.
 
За контролем установлен надзор
ОКМО продолжает мониторинг реализации Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 370-ФЗ, принятого в целях оптимизации государственного контроля и надзора за деятельностью органов МСУ. Исполнительной дирекцией Конгресса подготовлена аналитическая записка, составленная на основании материалов советов муниципальных образований 45 регионов России.
 
Местами возможны проверки
По инициативе СМО Ленинградской области ОКМО обобщил данные о предъявлении прокуратурой требований об осуществлении органами МСУ проверок в отношении жилфонда, не являющегося муниципальным. Материалы предоставили восемнадцать советов муниципальных образований.
 
Совет, ориентированный на результат: СМО Ханты-Мансийского автономного округа
Интервью с исполнительным директором СМО ХМАО Юрием Манчевским. «Как правило, выражаемые Советом инициативы предполагают вмешательство в сложившуюся на региональном уровне сложную регуляцию соответствующих отношений, выстроенные методические подходы и нормативную базу».
 
Совет, ориентированный на результат: СМО Белгородской области
Интервью с исполнительным директором СМО Белгородской области Татьяной Бочаровой. «Первая инициатива, о которой хотелось бы рассказать, — проект по благоустройству сельских населенных пунктов».
 
Совет, ориентированный на результат: СМО Курской области
Интервью с исполнительным директором СМО Курской области Владимиром Браткеевым. «Сегодня мы изучаем практику других областей, в том числе и принимаемые региональные законы по организационным основам местного самоуправления».
 
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ, Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству — о полномочиях по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
1 марта вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, согласно которому поселения, имеющие утвержденные правила землепользования и застройки, могут распоряжаться находящимися на их территории земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По инициативе СМО Курской области ОКМО обратился в заинтересованные комитеты Госдумы с запросом о возможности передать такое полномочие муниципальным районам. Отвечают председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев и председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских.
 
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ — об участии представителей органов МСУ в органах управления советов муниципальных образований
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ, которым запрещается главам, депутатам и муниципальным служащим, работающим на постоянной основе, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. По мнению ОКМО, данная норма может быть понята как запрет для муниципалов участвовать в работе руководящих органов советов муниципальных образований. На запрос отвечает председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев.
 
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ — о согласовании передачи государственных полномочий с органами МСУ
Президиум ОКМО поддержал инициативу СМО Пензенской области о закреплении в ФЗ-131 нормы об обязательном согласовании с муниципалитетами региональных законов о наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Соответствующее обращение было направлено в профильный комитет Госдумы. В выпуске публикуется ответ председателя Комитета Виктора Кидяева.
 
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ
По просьбе ОКМО даны разъяснения по вопросу о возможности передачи полномочий сельским поселениям на договорной основе. Запрос подготовлен по инициативе СМО Республики Мордовия. Отвечает председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев.
 
О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации
В соответствии с распоряжением Правительства России от 29 мая 2014 года № 913-р ОКМО начал подготовку первого ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. Для получения актуальной информации были направлены соответствующие запросы в региональные советы муниципальных образований и федеральные органы исполнительной власти. В этом выпуске опубликованы материалы, предоставленные Минюстом и Минфином России.
 
Муниципалы везут в Крым профессиональный опыт
5 марта заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова провела совещание на тему «Об итогах оказания материальной помощи муниципальным образованиям Республики Крым».
 
Уфа сыграла на опережение
Собственную инвестиционную политику власти Уфы начали проводить еще до работы Агентства стратегических инициатив по внедрению инвестиционного стандарта деятельности органов местного самоуправления. Практика столицы Башкортостана была включена в Атлас муниципальных практик, выпущенный Агентством совместно с «Деловой Россией» и «Опорой России». В статье представлен обзор этой практики и опубликованы рекомендации по ее внедрению от составителей Атласа.
 
Поработать в стол и посторожить очередь
12 февраля на площадке Комитета гражданских инициатив состоялось экспертное совещание, посвященное актуальным проблемам МСУ в России. Основной посыл совещания — надо готовить системные предложения для трансформации нынешнего местного самоуправления в реальное и ждать открытия «окна возможностей».
 
А. Максимов. МСУ нужна перезагрузка
Руководитель проекта Комитета гражданских инициатив «Муниципальная карта России» Андрей Максимов — о позиции фонда Кудрина в отношении местного самоуправления.

 
Электронный муниципальный сетевой университет стартовал
ОКМО объявляет набор слушателей на курс «ТОС: вопросы создания и деятельности», подготовленный авторским коллективом под руководством Президента Конгресса Степана Киричука. 

 

«Муниципальная Россия», № 5 (июнь), 2015  


Учимся выбирать 
Советы муниципальных образований делятся опытом реализации федерального закона от 3 февраля 2015 года №8-ФЗ о внесении изменений в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Опрос, участие в котором приняли 37 советов муниципальных образований, показал, что на новую схему замещения должности главы муниципального образования собираются перейти более половины из них. 
 
Совет, ориентированный на результат
Одно из основных направлений работы Совета муниципальных образований Пензенской области – повышение правовой грамотности органов местного самоуправления и помощь муниципалитетам в применении действующего законодательства. На это направлен проект «Муниципальная правовая клиника», о котором в своём интервью рассказывает руководитель аппарата СМО Пензенской области Андрей Кувайцев. 
 
Официальный ответ 
В исполнительную дирекцию ОКМО обратился Совет муниципальных образований Новгородской области с просьбой разъяснить порядок организации конкурса кандидатов на замещение должности главы муниципального образования, который проводится перед избранием представительным органом. На вопрос отвечает Президент ОКМО. председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. 
 
Собрать всё лучшее 
С 5 по 6 июня в Перми прошёл III Форум лучших муниципальных практик, организованный Союзом российских городов. В нём участвовали более 400 человек из 52 муниципальных образований. В ходе форума обсудили вопросы модернизации ЖКХ, взаимодействие органов МСУ с НКО, ТОС, ТСЖ, ЖСК, добровольческим и волонтерским движениями и другие вопросы. Главным событием Форума стало представление интерактивной карты лучших муниципальных практик, с которыми  можно ознакомиться на сайте www.forum.urc.ru. 

Мир народам
На форуме лучших муниципальных практик в Перми обсудили, в частности, вопросы участия органов местного самоуправления в регулировании межконфессиональных и межнациональных отношений. В заседании секции приняли участие 56 человек, среди них представители девяти национально-культурных обществ, пятнадцать членов совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской думе.

Совет по межнациональному сотрудничеству
В конце 2013 года правительством Ленинградской области проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что уровень толерантности к представителям другой религии в целом выше, чем в отношении людей других национальностей. Межнациональные проблемы особенно характеры для районов, популярных среди мигрантов. В 2013 году в правительстве Ленинградской области создан Совет по межнациональному сотрудничеству, который занимается предотвращением конфликтов и укреплением взаимоотношений между местным населением и мигрантами.  

В Перми ведётся работа с группами «межнационального риска» 
Более 62 тысяч иностранных граждан были поставлены на миграционный учет в Перми в 2014 году. При губернаторе Пермского края действует координационный совет по национальным вопросам, а также совет по миграционной политике. Ответственные в краевой администрации за религиозные и этнические отношения находятся в постоянном контакте с муниципальными образованиями, благодаря чему в регионе выстраивается единая государственная национальная политика. 
 
 
Екатеринбург не умрёт от жажды
В Екатеринбурге активно реализуются проекты комплексного освоения территорий - для этого необходима соответствующая инженерная инфраструктура, в том числе водоснабжение и водоотведение. Сегодня екатеринбургский МУП «Водоканал» — одно из передовых предприятий отрасли в России. Ежедневно предприятие подает в город почти 500 тысяч кубических метров воды, а общая протяженность сетей водопровода составляет 1628 километров. Начальник службы планирования инвестиционной программы «Водоканала» Андрей Киселев поделился планами по привлечению инвесторов.   
 

Инвестиционное потепление накрыло Лысьву
В 2014 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Лысьвенского городского округа Пермского края до 2030 года, особая роль в документе была уделена повышению инвестиционной привлекательности Лысьвы. Глава округа Виталий Шувалов рассказывает о реализации документа и строительстве новых объектов.   
 
Челябинские бизнес-четверги 
В Стратегии развития Челябинской области до 2020 года малый и средний бизнес определены как одна из точек роста. В Челябинске работают более 24,9 тысяч малых предприятий, 145 средних предприятий и около 29,7 тысяч индивидуальных предпринимателей. Председатель Комиссии Челябинской городской думы по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Александр Вышегородцев  рассказывает, как в регионе поддерживают бизнес. 
 
 
Городские агломерации – перспективное развитие местного самоуправления  
За последний год произошли серьезные изменения в законодательстве, регулирующем местное самоуправление. В процессе подготовки последней муниципальной реформы в центре внимания оказались вопросы территориальной организации местного самоуправления, проблемы управления крупными городами в целом и городскими агломерациями в частности. И это понятно, ведь именно крупные города являются сегодня центрами экономического роста, а их развитие — важное условие обеспечения конкурентоспособности всей страны. 
 
 
ТОСы научились зарабатывать
На уровне микрорайона или поселения проблемы воспринимаются особенно остро, конфликтно, но одновременно именно здесь в первую очередь видны малые победы и улучшения, которые так нужны и так ценятся людьми. Локальные организации жителей, которые создаются активными гражданами, являются надежными партнерами местной власти.
 

"Муниципальная Россия", № 6 (август 2015)

Общероссийское совещание СМО

8 июля в Госдуме состоялось Общероссийское совещание советов муниципальных образований. В мероприятии приняли участие представители 68 СМО, депутаты, сенаторы, федеральные министры, общественные организации. Центральной темой стало обсуждение перспектив развития ОКМО. «Муниципальная Россия» публикует выступления участников совещания.

Сергей Неверов: «ОКМО представляет интересы муниципального сообщества»

Первый заместитель Председателя Госдумы Сергей Неверов обратил внимание, что Президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года назвал важнейшей задачей развитие силь-ной, независимой, финансово самостоятельной и состоятельной власти на местах, самого близко-го к гражданам муниципального уровня.

Виктор Кидяев: «С органами МСУ нужно советоваться»

Президент ОКМО, глава Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев напомнил, что в Европейской хартии местного самоуправления записано, что с органами МСУ необходимо консультироваться в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся. В этом смысле и региональные советы, и Конгресс должны занять ключевое положение. И если голос совета будет звучать на региональном уровне, это будет для муниципальных образо-ваний и помощью, и поддержкой, и защитой.

Минсагит Шакиров: «Вместе с доверием – финансирование»

Выступление Председателя СМО Республики Татарстан Минсагита Шакирова вызывало интерес всех участников совещания.  СМО Татарстана одно из самых успешных в России. К голосу муниципалов прислушиваются на уровне главы региона, без них не принимаются важные государственные решения.

Леонид Горнин: «Долг муниципалов сократился на 5 процентов»

Заместитель министра финансов Леонид Горнин рассказал об исполнении местных бюджетов, налогообложении и механизмах федеральной поддержки.   В фокусе особого внимания Минфина находится долг органов местного самоуправления – в этом году он сократился на 5 процентов. В муниципальном долге, безусловно, присутствуют рыночные заимствования, обязательства перед кредитными организациями, а это сейчас стало особенно дорогой формой источника финансирования бюджета органов МСУ.

Дмитрий Аристов: «Сформирована правовая основа нового этапа развития федеративных отношений»

Заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов сообщил, что накануне совещания Совет Федерации одобрил закон, направленный на совершенствование процедуры передачи полномочий РФ субъектам Федерации. Теперь эти государственные полномочия могут передаваться не только федеральными законами, но и актами Президента и нормативно-правовыми актами Правительства. Закон сформировал правовую основу нового этапа развития федеративных отношений в нашей стране.

Заседание Президиума ОКМО

Накануне совещания советов муниципальных образований Президент ОКМО Виктор Кидяев встретился с главами и представителями СМО из разных регионов. Они поделились опытом работы, задали интересующие вопросы о перспективах развития Конгресса. Среди тем встречи – финансы, ЖКХ, совершенствование законодательства.

К Общему собранию ОКМО

В октябре состоится Общее собрание ОКМО, где будет рассмотрена стратегия развития Конгресса на среднесрочную перспективу, новая структура организации, и внесены изменения в Устав Конгресса. Читателям предлагается подборка материалов об истории ОКМО, проект основные направлений развития на 2015-2016 годы.

Дискуссионная трибуна

 

Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун рассуждает о задачах ОКМО и организации межмуниципального сотрудничества на современном этапе. Он уверен, что необходим новый взгляд на деятельность ОКМО и на всю систему межмуниципальных союзов и ассоциаций.

"Муниципальная Россия", №7 (сентябрь 2015)

Бюджетом не поделитесь?

СМО рассуждают о возможности и перспективах внедрения в практику муниципального управления партиципаторного бюджетирования.

Дорога к дому – через суд

Исполнительная дирекция ОКМО провела опрос  Советов муниципальных образований 17 регионов. Целью опроса было обобщение практики предоставления гражданам муниципального  жилья, в том числе в связи с переселением из аварийных помещений. Что делать, если в муниципальной собственности нет жилья, а в местном бюджете отсутствуют средства на его приобретение?

Совет Федерации и Минюст отвечают на запрос

Федеральный закон № 8-ФЗ внес всего несколько поправок в текст рамочного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», однако по своему воздействию на организацию местного самоуправления они вполне сопоставимы с последствиями «малой муниципальной реформы»4. Фактически предложена новая модель организации местного самоуправления.

Совершенствуем законодательство

После упразднения Министерства регионального развития РФ его полномочия в сфере местного самоуправления были распределены между Министерством экономического развития, Министерством финансов, Министерством строительства и ЖКХ, а также Министерством юстиции, за которым были закреплены основные функции, связанные с совершенствованием правого регулирования местно-го самоуправления и мониторингом муниципального развития. Минюст подготовил несколько законопроектов, направленных на упорядочение законодательства.

Не пожалел алтын – приобрел гривну

Сегодняшняя реальность такова, что многие свои полномочия сельские поселения России не в состоянии исполнить из-за отсутствия финансовых средств, что, конечно, не способствует развитию их самостоятельности. Но муниципалам нельзя уповать на помощь со стороны, а нужно и самим создавать новые источники пополнения местных бюджетов. Одним из них является самообложение граждан, которое успешно развивается в СМО Республики Татарстан.

Сглаживая острые углы

Несмотря на положительную динамику развития местного самоуправления в последние годы, подавляющее число муниципальных образований сталкиваются с огромным количеством сложностей экономического и организационно-правового характера. СМО Иркутской области о практике муниципально-частного партнёрства в 2014-2015 годах.

Дискуссионная трибуна

Эксперты рассуждают об инновационных механизмах реализации публичного управления муниципальным образованием. В современных исследованиях оно рассматривается как форма управления, реализуемая государственными органами власти и органами местного самоуправления. Общей тенденцией публичного управления является включение населения в управленческую деятельности путём взаимодействия с органами МСУ.

Каждой территории – своя модель ТОС

В настоящее время вопрос вовлечения населения в местное самоуправление остается актуальным. Идет поиск наиболее эффективных форм участия населения, предлагаются различные формы, такие как фонды местных сообществ, общественные советы, избрание старост и т. д. Вместе с тем в самом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достаточно потенциала, но используется он не в полном объеме.

Владимир Городецкий о палатном принципе в ОКМО

На общем собрании ОКМО в октябре будет рассмотрена стратегия развития на среднесрочную перспективу, новая структура организации и ее исполнительного органа. Перестройка работы Конгресса не впервые становится темой обсуждения — обратившись к своему архиву, «МР» нашла там не потерявшие своей актуальности материалы.

2016

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

 Муниципальная Россия №1 (февраль 2016г.)

Вышел в свет первый в этом году номер журнала «Муниципальная Россия». Темой этого номера стало развитие системы территориального общественного самоуправления.
- Общая проблематика организации работы ТОС на территории нашей страны – такова тема интервью с ректором Российского государственного социального университета Натальей Починок: «Сегодня ТОСы нуждаются в квалифицированных управленцах. И речь здесь идет не только и не столько о профессиональных навыках, которые тоже должны быть у общественников, сколько о личностных качествах руководителей территориального общественного самоуправления. Сегодня нужны лидеры, способные повести за собой людей… ТОСы должны стать «кузницей кадров» для органов местного самоуправления и органов государственной власти. Именно в них, работая рядом с опытными наставниками, наша молодежь должна усваивать азы управленческой деятельности».
- Подробный репортаж с учредительной конференции Общероссийской Ассоциации ТОС, включая выступления полномочного представления Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглова, председателя Всероссийского Совета местного самоуправления, председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарова, председателя комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ И.Л. Шпектора, также представлен на страницах журнала. Роль ТОС в формировании и поддержании национальной безопасности, задачи созданной Ассоциации ТОС, создание условий для работы общественных организаций на законодательном уровне – далеко не полный перечень вопросов, которые были подняты в ходе конференции.
- Лучшие муниципальные практики работы органов территориального общественного самоуправления в Вологодской, Воронежской, Липецкой и Самарской областях представлены в рубрике «Теория и практика»:
·         Сформирована трехуровневая система общественного самоуправления. На нижнем уровне созданы и действуют более 2 тысяч советов многоквартирных домов. На втором уровне советы объединены в ТОСы. Сейчас в Вологде работает 31 ТОС – они охватывают весь город. Кроме советов домов в ТОСы входят депутаты, лидеры общественного мнения, представители бизнеса. На третьем уровне руководители ТОСов плотно работают с общественным советом, который является экспертной площадкой. Именно совет составляет рейтинг городских проблем, аккумулирует общественное мнение и становится его выразителем для городской власти;
·          ТОСы Воронежской области на сегодняшний день получаются информационно-методическую, правовую поддержку местных инициатив, медиасопровождение. Их деятельность координируется на основе постоянно действующей группы, а финансовая поддержка ТОСов осуществляется через регионального грантооператора – ассоциацию «Совет муниципальных образований»;
·          Дворовому спорту, как элементу работы ТОСа, присуща каждодневная и кропотливая, длительная, многомесячная и многолетняя  работа  по месту жительства с конкретными людьми – не с олимпийскими чемпионами, а с теми, кто есть сейчас на конкретной территории… Становление общероссийского социально-спортивного дворового олимпийского движения по месту жительства – важнейшая задача современного общества, в том числе и структур ТОС (опыт города Липецка по взаимодействию ТОС со Всероссийским социально-спортивным олимпийским здоровым движением по месту жительства);
·          Оказание юридической помощи подняло ТОС на новый уровень. Жители увидели конкретную пользу от работа общественников… Председатели советов домов теперь могут грамотно составить иски к коммунальным службам и доказать свою правоту в суде. Это помогло выигрывать дела, касающиеся взысканий денежных средств с управляющих компаний (из опыта работы ТОС Самарской области).
- Мнение Минюста по вопросу правового статуса ТОС выражена в выступлении директора Департамента конституционного законодательства,  развития федеративных отношений и местного самоуправления А. Корнеева: «Всего насчитывается 21 тысяча ТОСов, уставы которых зарегистрированы органами местного самоуправления. При этом движение ТОСов распространяется крайне неравномерно, охватывая лишь четвертую часть всех муниципальных образований… Сегодня федеральное законодательство не обязывает регистрировать территориальное общественное самоуправление в качестве юридического лица. Но стоит учесть, что именно такая регистрация придает ТОСам особый статус, переводя их в разряд субъектов гражданских правоотношений и давая ряд дополнительных возможностей. Например, по участию в решении местных вопросов, включая право заключать договора, размещать заказы, аккумулировать добровольные пожертвования и иные денежные средства».

 

- Новости Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Советов муниципальных образований, обзор работы комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (включая анализ 10 принятых законопроектов и мониторинг правоприменительной практики), заключение по проекту ряда федеральных проектов, также представлены на страницах журнала.

На страницах журнала размещено интервью с председателем Комитета по вопросам ЖКХ, транспорта и связи Общероссийского Конгресса муниципальных образований, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александром Сидякиным, посвященное стратегии развития ЖКХ. В статье приведено мнение депутата по таким актуальным вопросам, как реализация программы расселения из ветхого и аварийного жилья, проведение капитального ремонта,  приоритетные направления при проведении модернизации коммунальной инфраструктуры.

Также в номере размещен отчет о проведении в Москве форума «Городское развитие: жилье и ЖКХ»  и резолюция, принятая по итогам его работы.
В рубрике «Теория и практика» приведены мнения известных политиков, депутатов по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Где проходит грань разделения ответственности между собственниками и муниципальными властями в этом вопросе? Как обеспечить сохранность собранных средств и кто должен контролировать качество ремонта? Ответы на эти вопросы дают федеральные эксперты: заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и коммунальному хозяйству Павел Качкаев, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД Сергей Железняк, исполнительный директор проекта «Школа  грамотного потребителя» Александр Козлов.
Своими наработками в вопросах решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства в рубрике «Теория и практика. Лучшие муниципальные практики» делятся Тамбовская, Московская, Свердловская, Самарская области, а также республики Татарстан и Башкирия. На страницах журнала читатели смогут узнать об успешном опыте работы управляющих компаний, реализации программ капитального ремонта, о решении конфликтных ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другое.
О задачах, которые стоят перед сформированным недавно в составе Конгресса муниципальных образований Научно-экспертным советом, о работе формируемых Палат и Комитетов Конгресса, а также о той практической помощи, которую может оказать ОКМО советам муниципальных образований, рассказал в интервью журналу председатель Научно-экспертного совета, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
Также в журнале размещены новости Конгресса, советов муниципальных образований, даны разъяснения по внесенным изменениям в федеральный закон о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах депутатами муниципальных образований. 

Третий номер журнала «Муниципальная Россия» посвящен вопросу земельных отношений. О том, какие изменения планируется внести в законодательство, касающееся вопроса использования земель сельхозназначения, читайте в интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам Николаем Панковым.

О том, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты в ходе Общего собрания членов Общероссийского Конгресса муниципальных образований, которое прошло в Москве    7-8 апреля 2016 года, можно узнать из репортажа в рубрике «С места событий». В рамках дискуссионной площадки представлены мнения муниципалитетов относительно предложения наделить региональные советы правом законодательной инициативы, а также обязать государственные органы власти субъектов учитывать мнение советов при решении вопроса о перераспределении полномочий.
Как на местах решаются вопросы земельных отношений, как складывается судебная практика и какие проблемы существуют сегодня на местах, мы предлагаем вам узнать из статей, направленных в адрес редакции представителями муниципалитетов.  
Также на страницах журнала представлены новости Советов муниципальных образований страны, Конгресса муниципальных образований.
В рубрике «Буква закона» представлены заключения на проекты федеральных законов, которые рассматриваются сегодня в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. 

 Четвертый номер журнала «Муниципальная Россия» посвящен теме муниципальных финансов и поиска дополнительных источников пополнения местных бюджетов.

О том, как исполняются местные бюджеты, как изменились за последнее время расходные полномочия и каковы источники увеличения доходной части бюджетов  муниципалитетов  - таковы темы, затронутые в интервью с директором Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Ларисой Ерошкиной. В материале представлены примеры из практики регионов и обозначены наиболее актуальные вопросы, находящиеся сегодня в зоне внимания Минфина. Среди последних: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах сельских поселений; продление срока по ЕНВД;  введение самообложения на части территории муниципального образования; разработка новой редакции Бюджетного кодекса; введение  курортного сбора и совершенствование организации местного самоуправления.
О том, как прошла в начале мая в Москве конференция «Продвижение региональных и товарных брендов России», организованная Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при поддержке Министерства экономического развития, Общероссийского Конгресса муниципальных образований,  Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, Российского государственного университета туризма и сервиса, читатели узнают из специального репортажа. В рубрике «На первом плане. Дискуссионная площадка» также приведен опыт брендирования территорий, представленный Вологодской областью и городом Сарапул (Удмуртия). Как успешный бренд может помочь создать новые рабочие места, привлечь туристов и инвесторов, увеличить туристические потоки, а, значит, и улучшить экономическую ситуацию, рассказывают первый заместитель губернатора Вологодской области Алексей Шерлыгин и глава города Сарапул Александр Ессен.
Опытом поиска дополнительных источников пополнения местной казны, оптимизации расходов и снижения нагрузки на бюджет на станицах журнала «Муниципальная Россия» делятся заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев, глава города Котовска Алексей Плахотников, глава администрации Белгородского района Белгородской области Александр Сергиенко, глава администрации Шебекинского района Белгородской области Алексей Калашников, глава Вербского сельского поселения Брасовского района Брянской области Владимир Митькин. Также представлен опыт Закаменского района Республики Бурятия.
Об опыте работы Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» можно узнать из интервью ее председателя, члена президиума Конгресса муниципальных образований, главы Селижаровского района Алексея Титова. Также в этом номере журнала вы найдете репортаж о том, как прошел конце июня в Санкт-Петербурге Всероссийский форум живых городов.
В традиционной рубрике «Буква закона» представлена практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
На последней странице журнала размещен анонс дистанционных курсов повышения квалификации, организуемых Общероссийским Конгрессом муниципальных образований совместно с Российским государственным социальным университетом. Курсы рассчитаны как на муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, так и на граждан, заинтересованных в получении современных знаний в области муниципального управления.